Что значит: сдать успешно экзамен? Наверное, это — хорошо выучить весь материал. Что еще? Есть мнение, что любой экзамен – это, следуя веянием новой эпохи рыночных отношений, процесс купли – продажи. Экзаменационная комиссия – покупатели, а вы – продавцы. Только, в отличие от рынка, вы продаете не соленые огурцы и не модные джинсы, а свои умственные способности.
Хороший продавец должен многое знать и уметь. Начнем со свойств товара. В нашем случае – это содержание предмета. Предмет нужно знать, т.е. помнить и разбираться в нем.
Как лучше запомнить материал?
Для хорошего усвоения материала нужно тренировать внимание и память, знать их законы и механизмы работы.
Наш мозг учится быстро и весело, это подтверждает опыт нашего детства, когда каждый из нас усваивал очень быстро огромные объемы информации. Постепенно взрослея, мы попадаем в плен к лени, и наша память начинает чахнуть без должной тренировки.
Нет людей с плохой памятью, наш мозг запоминает все события нашей жизни. Доказательство этому служат примеры введенных в гипноз людей, вспоминающих всю свою жизнь вплоть до первых минут жизни. Тренировка памяти, точно такая же, как и тренировка мышц — чем больше тренируемся, тем больше и лучше наша память работает. А это значит, что занудливые учителя не даров заставляли вас заучивать наизусть огромные поэмы и параграфы. Если память не напрягать, то она, как и мышцы, рано или поздно отомрет. Есть и всякие хитрости памяти, выявленные психологами. Например, мы лучше запоминаем начало любого материала и конец, а середина, так сказать, выпадает. Значит, на середину нужно потратить больше усердия – всего-то. Или другой пример: памяти легче работать, опираясь на ассоциации. Это значит, что при заучивание терминов, или какой-нибудь последовательности вы можете подстроить им разные ассоциации.
Чтобы лучше запомнить свойства внимания, их расположили в таком порядке, что начальные буквы образуют слово УКРОП (устойчивость, концентрация, распределение, объем, переключение). Кстати, запомните эти свойства. Зная их, легче управлять своим вниманием. Изучая иностранные слова, можно придумывать созвучные им и похожие по смыслу русские слова.
А полезно ли помогать свое памяти внешними средствами – написанием шпаргалок? Мы считаем, что писать надо, это позволяет еще раз повторить материал, задействовать моторную память (т.е. память пишущих рук), выделить главное в изучаемом вопросе. Но пользоваться ими на экзамене не нужно, так как преподаватель своим опытным взглядом скорее всего вас разоблачит и тогда двойка вам обеспечена.
Второе, что мы должны знать – чего мы хотим получить. Если продавец считает, что его товар плох и никому не нужен, то вряд ли он что-то продаст. Если мы думаем, что экзамен больше, чем на тройку не сдать, то наш мозг и усваивает информации ровно столько, чтобы получить тройку. Если же мы настраиваем себя на пятерку, то и вероятность ее получения заметно увеличивается. Настрой помогает нам держать себя в руках. Многим наверно знакома ситуация, когда все выучил, все знаешь, но войдя в аудиторию к экзаменатору вдруг охватывает сильное волнение и все знания куда-то улетучиваются. Элемент самонастройки и саморегуляции также является важным моментом при сдаче экзамена. «Я все знаю! Я – гений, вундеркинд!» — такие ауто-трениги вряд ли сделают вас таковыми, но, если не впадать в крайности, то настройки могут помочь и придать уверенность. Кстати сказать, некоторая степень волнения (но только некоторая!) даже полезна, держит вас в тонусе.
Отсюда вытекает и третий момент: покупатель смотрит не только на товар, но и на продавца. Хороший продавец, как известно, может и барахло продать.
Внешность, уверенный голос, огонек в глазах, – вот ваше оружие против заподозрившего провалы ваших знаний преподавателя. Они ведь тоже люди, которым свойственно поддаваться стереотипам. Ели вы не краснеете и бледнеете, а при каждом новом вопросе распрямляете спину, слегка улыбаетесь и еще говорите: «спасибо за вопрос…», вполне возможно, что на этом они и отстанут, оценив такую уверенность высшим баллом. Мы не призываем «лить воду», но попытка мыслить, даже при отсутствие воспоминаний по вопросу, обычно приветствуется. Поработайте на способом выражать свои мысли. Если вы не можете связать два слова, то будет не важно, как хорошо вы знаете материал. А вот наоборот – появляются (хоть и маленькие) шансы «проскочить».
Как можно привести себя в чувства?
Есть масса способов так называемой саморегуляции, при этом совсем не обязательно, что каждый из них подойдет вам. Мы приведем несколько вариантов, примерьте их на себя и выберете один.
Дыхание. Дыхание очень тесно связано с нашими эмоциями. Разная скорость и глубина отражают разные состояния психики. Если дышать быстро и поверхностно (собачкой), то можно довольно быстро выровнять состояние.
Образы. С помощью представлений или образов можно также успокаивать себя, активизировать или создавать настроение. Если вы представите какой-нибудь яркий положительный образ, связанный для вас с хорошими переживаниями, то соответствующее состояние наступит. Например, представьте пляж, белый песок, ласковое солнце, плавный прилив моря – это гораздо приятней грозного преподавателя с билетами, не правда ли?
Настройки. О них мы уже говорили. Настройки типа: все будет хорошо, все получится и т.д. обладают магической силой и часто приводят к нужному результату. Для кого-то достаточно подбодрить самому себя, для других это должен сделать близкий человек. В любом случае, верьте в себя – это половина успеха.
Ну и наконец, когда вы уже продали свой товар, не забудьте взять плату. В ваше случае – это поступление в ВУЗ и получение желаемой вами специальности.
Вместе к успеху!