«Вся наша жизнь – это торговля за себя», — говорят сторонники нового мышления и рыночных отношений. И в чем-то они правы.
Мы торгуемся не только на рынке, но и с начальником, чтобы он выплатил в этом месяце премию или отпустил сегодня пораньше, торгуемся дома, чтобы муж пропылесосил ковер или ребенок выучил уроки. Очень часто мы презентуем себя, чтобы нас «купили» или, наоборот, «покупаем» других. Только в этой торговле расплачиваются не деньгами, а, чаще правильными или не правильными словами.
В этой статье мы расскажем о некоторых секретах правильного или эффективного общения. По мнению психологов, эффективное общение – такое взаимодействие двух или более людей, при котором каждая из сторон добивается своих целей 9желательно, не в ущерб другой стороне). Вот и подумайте теперь, всегда ли вы общаетесь эффективно?
Начинать эффективное общение, даже с хорошо знакомым человеком, лучше с этапа установления контакта. Это значит, что не следует в лоб сообщать о своей просьбе, проблеме и др. нужно для начала настроиться на одну волну с собеседником, а уж потом атаковать. Хорошим способом является банальный комплимент. «Как вы сегодня хорошо выглядите, Раиса Павловна! Просо загляденье.» Скорее всего, такой комплимент расположит к вам, и не только Раису Павловну, хотя есть опасность, что сама она сегодня проспала, не хватило времени на утренний марофет, и думает о себе обратное. Тогда этот комплимент может быть воспринят как издевательство. Во избежание такой опасности можно использовать так называемый косвенный комплимент: «Мне так приятно вас снова встретить», «Мне показалось, вы прямо помолодели» и т.д. Косвенный комплимент более мягкий и корректный, выражает наше мнение о человеке, а не данность. И вообще любое высказывание, начинающееся с: я считаю, мне кажется – всегда корректней, чем ярлык. Сравните: «ты дурак!» или «мне кажется, ты глупо поступил».
Налаживать контакт можно еще и с помощью вопросов, вроде: «Как ваши дела?», «Как настроение?», «Что нового?». Но, чтобы вопросы не превратились в комическую формальность, как, например, в американской культуре, где на вопрос «как дела?» отвечают тем же вопросом и сразу переходят к дальнейшему разговору, необходимо получить ответ и учитывать его при дальнейшем разговоре.
С помощью нашего тела тоже можно устанавливать позитивный контакт. В психологии есть такое понятие – подстройка. Если два человека подстроены друг под друга, то им гораздо легче договориться. Подстраиваться можно по позе. Собеседник сидит нога на ногу, руки перекрещены – и вы сядьте так же. Он развалился на кресле – и вы развалитесь. Здесь важно не перегибать палку. Можно копировать часть позы или общую тенденцию. Когда вы подстроились, вам будет легче, во-первых понять человека: о чем он думает, что чувствует, чего хочет, а во-вторых, вы сможете его повести за собой. Поседели, как он, откинувшись, потом наклонились вперед, и он за вами наклонился вперед. А это уже, вполне вероятно, приведет у повышению заинтересованности. Можно подстраиваться и под быстроту и громкость речи, ритмические движения (постукивания пальцами, покачивание ногой), даже под дыхание. Понаблюдайте за влюбленными парочками, дружески беседующими друзьями – они обычно подстроены друг под друга, потому что чувствуют, думают и хотят одного и того же. Значит, работает и обратный закон.
Еще одно большое искусство в эффективном общение – это умение слушать. Слушать и слышать надо уметь, и этому надо учиться. Существуют приемы так называемого активного слушания, позволяющего понимать, о чем нам говорят, и создающего впечатление у собеседника, что его слушают и понимают. Вот они:
Приемы | Суть приема | Пример |
Эхо | Дословное повторение основных положений, высказанных собеседником | Насколько я вас понял… Вы считаете, что |
Резюме | Воспроизведение сути высказываний собеседника в сжатом и обобщенном виде. | Итак, вас интересует Самое важное для вас… |
Логическое следствие | Логическое следствие выводится из высказываний собеседника | Если исходить из того, что вы сказали, вас интересует… |
Подведение итогов | Повторение услышанного желательно с ключевыми оборотами и словами собеседника. Выражается признательность за вовлеченность в обсуждение и возможный результат | Для меня важно, что мы обсудили… Нам удалось достичь |
Еще один секрет эффективного общения пригодится нам, если мы натолкнулись на стену непонимания, если собеседник категорически не хочет внять нашим просьбам, уговорам, возражает вам. Начнем с того, чего не стоит делать в такой ситуации. Не стоит напрямую отрицать и игнорировать возражение: вам говорят, что не примут такой отчет, а вы продолжаете его подкладывать на стол. Не стоит подвергать сомнению обоснованность возражения, перебивать, не давая высказаться собеседнику. Такие методы не помогут, а лишь испортят отношения.
Мы рекомендуем действовать следующим образом: сделать комплимент возражению. «Очень хорошо, что вы это подметили», «Только грамотный специалист может так рассуждать», «Спасибо, что заговорили об этом». Дальше полезно задать уточняющий вопрос по существу возражения: «Что конкретно не устраивает?», «не устраивает то или это?». А уже после этого можно либо приводить новые аргументы, либо признать поражение.
Конечно, это далеко не все секреты эффективного общения, но даже эти просты советы помогут вам вести хорошую «торговлю» и в итоге стать богатым в плане хороших отношений с окружающими и осуществления поставленных целей.
Свою коммуникабельность вы сможете проверить с помощью теста. Удачи.