Честное манипулирование делового общения

«Вся наша жизнь – это торговля за себя», — говорят сторонники нового мышления и рыночных отношений. И в чем-то они правы.

Мы торгуемся не только на рынке, но и с начальником, чтобы он выплатил в этом месяце премию или отпустил сегодня пораньше, торгуемся дома, чтобы муж пропылесосил ковер или ребенок выучил уроки. Очень часто мы презентуем себя, чтобы нас «купили» или, наоборот, «покупаем» других. Только в этой торговле расплачиваются не деньгами, а, чаще правильными или не правильными словами.

В этой статье мы расскажем о некоторых секретах правильного или эффективного общения. По мнению психологов, эффективное общение – такое взаимодействие двух или более людей, при котором каждая из сторон добивается своих целей 9желательно, не в ущерб другой стороне). Вот и подумайте теперь, всегда ли вы общаетесь эффективно?

Начинать эффективное общение, даже с хорошо знакомым человеком, лучше с этапа установления контакта. Это значит, что не следует в лоб сообщать о своей просьбе, проблеме и др. нужно для начала настроиться на одну волну с собеседником, а уж потом атаковать. Хорошим способом является банальный комплимент. «Как вы сегодня хорошо выглядите, Раиса Павловна! Просо загляденье.» Скорее всего, такой комплимент расположит к вам, и не только Раису Павловну, хотя есть опасность, что сама она сегодня проспала, не хватило времени на утренний марофет, и думает о себе обратное. Тогда этот комплимент может быть воспринят как издевательство. Во избежание такой опасности можно использовать так называемый косвенный комплимент: «Мне так приятно вас снова встретить», «Мне показалось, вы прямо помолодели» и т.д. Косвенный комплимент более мягкий и корректный, выражает наше мнение о человеке, а не данность. И вообще любое высказывание, начинающееся с: я считаю, мне кажется – всегда корректней, чем ярлык. Сравните: «ты дурак!» или «мне кажется, ты глупо поступил».

Налаживать контакт можно еще и с помощью вопросов, вроде: «Как ваши дела?», «Как настроение?», «Что нового?». Но, чтобы вопросы не превратились в комическую формальность, как, например, в американской культуре, где на вопрос «как дела?» отвечают тем же вопросом и сразу переходят к дальнейшему разговору,  необходимо получить ответ и учитывать его при дальнейшем разговоре.

С помощью нашего тела тоже можно устанавливать позитивный контакт. В психологии есть такое понятие – подстройка. Если два человека подстроены друг под друга, то им гораздо легче договориться. Подстраиваться можно по позе. Собеседник сидит нога на ногу, руки перекрещены – и вы сядьте так же. Он развалился на кресле – и вы развалитесь. Здесь важно не перегибать палку. Можно копировать часть позы или общую тенденцию. Когда вы подстроились, вам будет легче, во-первых понять человека: о чем он думает, что чувствует, чего хочет, а во-вторых, вы сможете его повести за собой. Поседели, как он, откинувшись, потом наклонились вперед, и он за вами наклонился вперед. А это уже, вполне вероятно, приведет у повышению заинтересованности. Можно подстраиваться и под быстроту и громкость речи, ритмические движения (постукивания пальцами, покачивание ногой), даже под дыхание. Понаблюдайте за влюбленными парочками, дружески беседующими друзьями – они обычно подстроены друг под друга, потому что чувствуют, думают и хотят одного и того же. Значит, работает и обратный закон.

Еще одно большое искусство в эффективном общение – это умение слушать. Слушать и слышать надо уметь, и этому надо учиться. Существуют приемы так называемого активного слушания, позволяющего понимать, о чем нам говорят, и создающего впечатление у собеседника, что его слушают и понимают. Вот они:

ПриемыСуть приемаПример
ЭхоДословное повторение основных положений, высказанных собеседникомНасколько я вас понял…
Вы считаете, что
РезюмеВоспроизведение сути высказываний собеседника в сжатом и обобщенном виде.Итак, вас интересует
Самое важное для вас…
Логическое следствиеЛогическое следствие выводится из высказываний собеседникаЕсли исходить из того, что вы сказали, вас интересует…
Подведение итоговПовторение услышанного желательно с ключевыми оборотами и словами собеседника. Выражается признательность за вовлеченность в обсуждение и возможный результатДля меня важно, что мы обсудили…
Нам удалось достичь

Еще один секрет эффективного общения пригодится нам, если мы натолкнулись на стену непонимания, если собеседник категорически не хочет внять нашим просьбам, уговорам, возражает вам. Начнем с того, чего не стоит делать в такой ситуации. Не стоит напрямую отрицать и игнорировать возражение: вам говорят, что не примут такой отчет, а вы продолжаете его подкладывать на стол. Не стоит подвергать сомнению обоснованность возражения, перебивать, не давая высказаться собеседнику. Такие методы не помогут, а лишь испортят отношения.

Мы рекомендуем действовать следующим образом: сделать комплимент возражению. «Очень хорошо, что вы это подметили», «Только грамотный специалист может так рассуждать»,  «Спасибо, что заговорили об этом». Дальше полезно задать уточняющий вопрос по существу возражения: «Что конкретно не устраивает?», «не устраивает то или это?». А уже после этого можно либо приводить новые аргументы, либо признать поражение.

Конечно, это далеко не все секреты эффективного общения, но даже эти просты советы помогут вам вести хорошую «торговлю» и в итоге стать богатым в плане хороших отношений с окружающими и осуществления поставленных целей.

Свою коммуникабельность вы сможете проверить с помощью теста. Удачи.

Печать Печать