Тренинги в рамках трансперсональной школы психологии находят все большее применение среди групповых методов работы. Интенсивные интегративные психотехнологии (ИИПТ), как методический арсенал таких тренингов, используются групп-лидерами в работе с широким спектром клиентов: это группы личностного роста, группы навыков и умений, дивиантные группы, даже в корпоративных бизнес-семинарах (стресменеджмент, тайм-иенеджмент, командообразование и др.).
Такая универсальность применения объясняется воздействием вызываемого с помощью ИИПТ необычного состояния сознания или измененного состояния сознания (Козлов В.В. Истоки осознания, стр. 6,7) на интеграцию, психокорекцию и трансформацию личности. При этом затрагиваются мотивационные, потребностные, ценностные, трансцендентные пласты личности. Использование расширенного состояния сознания как составляющего измененного состояния сознания обладает высокой скоростью и интенсивностью воздействия (В.В. Козлов, Истоки осознания, стр. 18), а значит, эффективно способствуют управлению личностью и группой.
Несмотря на это, у многих специалистов и клиентов существуют сомнения относительно возможности достижения ИСС и влияния на личность с помощью предлагаемых психотехнологий, в частности особые вопросы вызывают техники связанного дыхания.
Имея определенную практику участия и проведения тренингов в рамках трансперсональной школы психологии (более 40 тренингов), мы выстроили определенную систему психологических механизмов, воздействующих на группу в тренинге и, соответственно, социально-психологических феноменов, возникающих в группе. В классическом трансперсональном подходе отмечается влияние состояния сознания, достигаемого с помощью ИИПТ, на социально-психологические закономерности групповой динамики, взаимоотношения внутри группы и с ведущим. Выделенные нами социально-психологические механизмы — феномены, напротив, влияют на возникновение проявлений, характерных для ИСС или, более точно, РСС.
Пользуясь семикомпонентной моделью целостностей психической реальности (В.В. Козлов, Истоки осознания, стр 37) как рабочей схемой для отображения процесса и результатов взаимодействия с клиентом в трансперсональном тренинге при использовании ИИПТ, мы сможем составить представление о возможной и встречающейся феноменологии – реакциях клиентов в РСС.
- Психофизиологическое состояние (интенсивность нейрогуморальных процессов, изменение в функционирование внутренних органов)
- Мышечное напряжение (возникновение нового необычного рисунка мышечного напряжения)
- Паттерн дыхания (особенности направления, глубины, силы и др.)
- Структура мотивационно-потребностных процессов (может проявляться в различных формах: от перенесенных в сферу осознаваемого озарений и влечений до эмоциональных состояний)
- Содержание эмоционального состояния (связанно с предыдущим пунктом, весь спектр переживаний)
- Образное пространство (перцептивная форма знания)
- Ментальный компонент (мысли, идеи, анализ и синтез воспоминаний)
Подробней каждый из семи элементов раскрыт в книге В.В. Козлова «Истоки осознания».
Имея приблизительную картину возможной феноменологии РСС, приводим рабочую модель спектра некоторых механизмов, создающих данную феноменологию. Причем, в модели используется шкала спектра мехонизмов от социально-психологических до собственно трансперсональных:
Ожидания.
Ожидания участников трансперсональных групп, имеющих предыдущий опыт, или имеющих представление о таких группах, чаще всего можно выразить, как ожидания чего-то необычного, таинственного, нового, сакрального и т.д. Такие ожидания подпитываются контекстом тренинга: музыкальное сопровождение, ритуальные атрибуты, ароматические вещества, одежда ведущего, определенные ритуалы. Вот почему такое сопровождение трансперсональных тренингов является неотъемлемой частью. Хотя функция формирования определенных ожиданий не единственная у контекстуальных сопровождающих элементов.
Установка.
Этот механизм переплетается с предыдущим, но в большей степени является результатом настроя ведущего. Лидер тренинга нередко рассказывает примеры из предыдущей практики, дает информативные блоки, раскрывает свой духовный опыт, тем самым формируя установку на определенный эффект от трансперсональных практик, в частности от дыхательных процессов. В трансперсональной практики групплидер является неким духовным наставником, и его слово очень авторитетно для участников. В продолжение этой мысли, отметим некоторые конкретные общенческие механизмы взаимодействия лидера и группы, формирующие действенную установку:
- Использование категоричных оборотов, таких как «в не сомнения», «безусловно», «однозначно» и т.п.
- Расположение ведущего относительно группы на возвышение, в позе превосходства.
- Ссылка на авторитеты и в том числе на собственный опыт.
Социальное заражение.
Язык измененного сознания, вызванного связанным дыханием, выражается у некоторых участников яркими реакциями, такими, как необычная и неадекватная двигательная активность, телесные ощущения, визуальные образы, эмоциональные состояния. При всем разнообразии, такие реакции обладают большой энергетикой, поэтому легко транслируются на остальную группу. Нередко в дыхательных процессах у участников возникаю спонтанные эмоциональные реакции: неудержимый смех или плач, эти состояния транслируются на остальных дыхальщиков, и вся группа начинает испытывать коллективный катарсис. Опытный ведущий может подхватить состояние, к примеру, рассмеяться в след за инициатором и для усиления эффекта.
Социально-психологический климат как интегративный механизм (социальное сближение; контекстуальная социальная близость; смещение межличностных границ). Тренинг в традициях трансперсональной школы предполагает сценарии, включающие множество методик, влияющих на смещение межличностных границ. Начиная от традиционных для социально-психологического тренинга представления участников и «каруселей», где участники взаимодействуют в меняющихся парах, разделения на мини-группы и другие процедуры, позволяющие наладить индивидуальный и групповой контакт с разными участниками. Затем, различные ритуалы, такие как ритуалы приветствия, ритуалы разделения на пары, телесные техники, широко применяющиеся в ТПТ (трансперсональеный тренинг), танцевально-двигательные техники, позволяющие изменить как физические границы взаимодействия, так и психологические. И, наконец, практика ситтерства, в которой один участник группы фасилицирует дыхательный процесс другого участника. Здесь создается сразу множество условий для смещения межличностных границ: ответственность, физическая близость, сензитивность, детско-родительский сценарий, и эффект «присутствия при свершении чуда». «Ситтера» и «холонавта» объединяет единая сакральная тайна, они находятся на едином потоке энергии, что создает устойчивую близость между ними. Еще один механизм — пребывание в интенсиве, т.е. совместное проживание изолированной от внешнего мира реальности, создает общий смысловой, духовный, энергетический ареал, объединяющий участников. Таким образом, ТПТ обладает мощным социально-психологическим эффектом, может быть, превышающим все другие группы. И этот эффект, в свою очередь, оказывает влияния на другие феномены РСС. Возвращаясь к началу статьи, заметим, что явление особого климата в ТПТ есть отчасти следствие социально-психологических механизмов и формирует у частников определенную феноменологию РСС, но, с другой стороны, и вхождение в ИСС и РСС создает такой особый климат в группе. Т.е. воздействие взаимное, а следовательно феномен климата может считаться переходным, разделительным на континууме социально-психологические механизмы – трансперсональные механизмы феноменологии РСС.
Отдельно необходимо указать влияние на усиление всех вышеуказанных механизмов особой внешней атмосферы – «спецэффектов». Опытные лидеры заранее подготавливают пространство группы. Кроме определенных ритуалов, влияние которых можно отнести и к социально-психологическим механизмам, и к трансперсональному опыту, подготовка группового пространства в трансперсональной традиции часто включает использование ароматических палочек, использование ритуальных предметов (свечи, лампады, другие источники фокусирующего света), музыкальные инструменты (шаманский бубен, там-там), наргиле и др. Ведущий может быть одет в специфические одежды, пользоваться четками, используется определенное расположение участников по отношению к помещению и ведущему. Особое место в создание группового пространства занимает использование специальной музыки. Все эти компоненты в совокупности призваны влиять на групповое сознание и создавать определенную атмосферу.
Физиологические изменения в организме.
Например, связанное интенсивное дыхание может вызывать гипервентиляцию легких, что приводит к некоторым физическим ощущениям и состояниям.
Энергетический аспект.
Это может быть и обмен энергетическими потоками между участниками тренинга, интеграция внешней энергии или управление внутренней.
Паттерн дыхания.
Этот механизм, как становится понятно, одновременно является и феноменом. Это объясняется тем, что «дыхание является связующим звеном между телом и душой». Любое состояние человека имеет рисунок дыхания. Соответственно, паттерн дыхания может стать языком, т.е. феноменом РСС, но в то же время механизмом входа в него.
Слияние с абсолютом.
Нам представляется, что этот механизм труднее всего поддается расшифровке и относится к крайней отметке по нашей шкале. Результатом действия этого механизма может стать полное просветление – состояние, также не поддающееся точному однозначному описанию и осмыслению для обычного сознания.
Мы намеренно подробно не раскрывали физиологические и трансперсональные механизмы работы, т.к. основная идея нашей статьи и излагаемой в ней модели заключается в раскрытие традиционных социально-психологических механизмов формирования феноменов РСС, влияющих на личностную структуру сознания. Тем самым мы хотим смягчить некоторое критическое отношение сторонников традиционных методов воздействия на личность и группу, показав уникальные механизмы воздействия, не противоречащие традиционному подходу, но возможные лишь в контексте ТПТ. А, с другой стороны, продемонстрировать возможность альтернативного толкования феноменологии ИСС и РСС приверженцев ортодоксального трансперсонального подхода.
Вместе к успеху!