В литературе можно найти классификации функций групп-лидера в психологической (психотерапевтической) группе. Для классификации авторы используют различные основания.
Так, Ялом в качестве основания берет роли ведущего в глазах участников группы и выделяет две:
- технический эксперт (ведущий в роли консультанта, задает правила работы),
- эталонный участник (пример для подражания в выполнении заданий).
Либерман использует в качестве основания направленность воздействия, т.е. выбор фокуса психологического влияния . В его классификации существует четыре типа:
- эмоциональный стимулятор (создает конфронтацию у участников со своими чувствами),
- опекающий стиль (эмоциональная поддержка),
- познавательный стиль (распространен в рациональной терапии),
- исполнительный стиль (ориентация на становление правил, целей для группы).
Приводятся и смешанные стили:
- социальный инженер (эмоциональная стимуляция + познавательный стиль + исполнительный стиль),
- стимулятор (эмоциональный стимулятор + опекающий стиль),
- опекун (только опекающий стиль).
- авторитарный стиль (все аспекты работы группы диктует руководитель),
- демократичный стиль (руководитель предоставляет возможности для выборов участником группы, дает группе некоторые полномочия),
- попустительский (полная свобода членов группы, руководитель дает материал для работы и отвечает на вопросы).
Несмотря на использование авторами различных оснований для классификации ведения (роли ведущего, направленность воздействия, степень «жесткости» руководства), все они в основном носят функциональный характер. Нам бы хотелось предложить альтернативную типологию стилей ведения, отталкивающуюся в первую очередь от личностных качеств групп-лидера. Тем самым, мы попробуем обозначить некоторые наиболее важные профессионально важные качества ведущих применительно к различным направлениям групповой психологической работы.
Наш опыт участия и ведения различных по направленности групп, общение с мастерами высокого класса позволили составить эмпирическое представление о успешных стилях ведения, проанализировать механизмы и инструментарий ведущих, что и позволило предложить свою типологию и в общих чертах раскрыть каждую.
Итак, стиль Учитель (Гуру).
Такой стиль можно охарактеризовать как насыщенный эмоциональными реакциями, театральный, творческий, довольно вольный (насыщенный импровизациями) относительно программы. Группу ведет личность ведущего, а не программа. Из названия следует, что ведущий выполняет роль учителя, предмета для восхищения. Такой ведущий рассказывает истории своего личного опыта. Обязательно демонстрирует свою личную успешность. Личностным инструментарием гуру являются: внешность (антураж), театральность, в том числе работа с голосом, жесты и мимика, личностный ареал, собственное творчество и импровизация. Внешним инструментом является организация группового пространства, мы называем это спецэффектами: атмосфера, атрибуты обстановки тренингового помещения и др.
На наш взгляд, такой стиль будет особенно успешно использован в группах трансперсонального опыта, телесно-ореентированных, дыхательных, танцевальных, или, обобщая, по В.В. Козлову, группах интенсивных интегративных психотехнологий.
Такой стиль соотносится со стилями: эталонный участник, стимулятор, совмещает в себе качества авторитарного и демократического стилей.
Другой емкий стиль, основанный в первую очередь, как и предыдущий, на личности ведущего, на его энергетически-эмоциональном заряде, назовем
Негативист или Презирающий.
Ему свойственно резкое противоставления ведущего группе, реакции прямолинейны и жестки. Здесь сила личности ведущего также играет немаловажную роль, т.к. ей приходится постоянно противостоять группе, причем, в случае успеха, с подавляющим преимуществом. Ведущий постоянно выполняет роль критика, акцентируется в первую очередь на ошибках и неудачах членов группы, беспощаден в выводах и заключениях. Т.е., постоянно создает ситуацию фрустрации, применяет шоковую терапию. Личностным инструментом такого групп-лидера может послужить волевое поведение, внешность уверенного в себе человека, громкий четкий голос, акцент взгляда. Внешними средствами служат дистанция общения (нельзя слишком близко приближаться к группе в физическом и личностном планах), стиль одежды (нами отмечено преобладание строгих деловых костюмов), подиум или иное возвышение.
Стиль негативиста эффективен в некоторых группах повышения мотивации, смены жизненных установок или навыков и умений, в деловых тренингах. Совершенно не приемлем в гуманистическом направлении или клиентоцентрированном подходе, в некоторых психотерапевтических группах такой стиль ведения может лишь усугубить акцентуацию или невроз.
Нами четко просматриваются аналогии со стилями: авторитарный и эмоциональный стимулятор.
Еще два стиля ведения хочется объединить на том основании, что они эффективно работают в паре. Группа выигрывает, если ее ведут два тренера, один –
Активатор, другой – Анализатор.
Начнем с активатора. Это человек-мотор группы. Его жизненная активная позиция, четкие динамичные инструкции придают группе уверенно-высокую динамику. Активатор является энергичным холериком, улыбчивым, бодрым человеком. Его голос и мысли четкие. Как правило, в руках у него свисток, или, для привлечения внимания, подойдут и ладоши. Обладает громким голосом, четкой речью. Внешний облик подтянутого энергичного человека ассоциируется у нас со спортивным тренером. Такой стиль применим фактически во всех группах, особенно в деловых группах (деловые игры), тренингах общения и т.д.
Аналоги: социальный инженер.
Анализатор. В некотором роде этот стиль является антиподом активатору. Это сигнал «STOP» для группы, позволяющий задуматься, проанализировать, отрефлексировать. Это вдумчивый меланхолик. Вот почему два стиля эффективны в совместном применении. Личностные инструменты – это в первую очередь сензитивность, рефлексивность, умение вызвать к себе расположение. Этот стиль больше присущ женщине-ведущей. Мягкому человеку. Включает в себя опекающий стиль и стиль технического эксперта. Также как и предыдущий, этот стиль применим фактически во всех группах, адекватен и для индивидуальной работы (консультанта, коуча, психотерапевта). Однако, в группах, основанных на четких конкретных технология (авторские тренинги, фокус-группы или деловые программы) анализатора обязательно должен дополнять активатор.
Пользуясь нашим основанием данную типологию можно пополнить еще несколькими стилями, представляющими интеграцию приведенных. Профессиональный групп-лидер может менять направленность в зависимости от особенностей группы в личностном и целевом планах. Тем не менее, наше исследования свидетельствует о том, что каждый опытный ведущий выбирает себе в процессе опыта какую-либо доминирующую тенденцию (стиль ведения), отталкиваясь в выборе и на свои личностные особенности. Такая стратегия в итоге оказывается наиболее эффективной, легче воспринимается группой. В литературе уже не раз делались попытки выделить эффективные личностные качества руководителя группы: энтузиазм, умение доминировать, уверенность в себе, развитый интеллект, уравновешенность, рассудительность, зрелость, сила эго, отсутствие склонности к тревоге, восприимчивость, развитая интуиция, способность к эмпатии и т.д. Этот перечень кажется нам, во-первых, достаточно общим и отвечающим требованиям любой субъект-субъектной профессии, а во-вторых, вслед за К. Рудестамом предположим, что наличие этих качеств еще не гарантирует «способности стать хорошим руководителем». Напротив, выбрав стиль, оперяющийся на уникальные личностные качества, групп-лидер экспериментирует и вырабатывает свой стиль, и под него формирует группу.
Вместе к успеху!