Коллегам: проектное обучение

Традиционные методы обучения и контроля знаний по психологическим дисциплинам в высшей школе, такие как лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, опросы, тесты, научные работы будут всегда использоваться в академическом процессе, занимая лидирующие позиции.

Наряду с ними преподаватели и ведущие учебных курсов применяют и иные формы учебной деятельности. Работа по созданию и защите учебного проекта является, на наш взгляд, специфической формой (методикой) обучения при преподавании психологических дисциплин. На наш взгляд, проектная работа как методика отвечает основным задачам академического процесса и расширяет их. В этой статье предложено описание специфики данной методики и рекомендации по ее использованию в преподавательской деятельности. Статья опирается  на опыт работы автора в качестве преподавателя различных психологических дисциплин в вузе.

Понятие проектной работы в учебном процессе.

Проект – (от латинского prodjectus – брошенный вперед) – предварительный текст какого-либо документа, замысел, план.

Проектирование – процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния (большой энциклопедический словарь).

Отсюда, проектная работа – замысел, разработка этапов и логики, создание, демонстрация функционирования и раскрытие возможностей   целостной программы на базе теоретических и практических материалов по определенной тематике. Результатом проектной работы должен стать теоретически и практически обоснованный продукт (концепция, алгоритм, программа, собственно проект), служащий, в свою очередь, выполнению поставленной прикладной цели в рамках тематики учебного курса.

Специфика проектной работы в учебной деятельности.

Особенность любого проекта заключается в том, что он может либо перерасти в продукт, либо остаться на уровне проекта – замысла или плана. Если в реальной практической деятельности ценность проекта заключается в его осуществимости (реализуемости) и полезности, т.е. соответствии достигаемой цели, то учебный проект, кроме перечисленных критериев, ценен еще и содержанием. Причем, этот критерий в учебной деятельности выступает на первый план. Таким образом, ценность учебного проекта, в отличие от практического проекта,  выражается в критериях содержательности, осуществимости, полезности. Раскрывая каждый критерий в отдельности, становится понятно,  что существует специфика учебной проектной работы даже внутри них.

Критерий содержательности специфичен для учебного проекта, и подробнее будет раскрыт ниже. Критерий осуществимости: в реальной практической деятельности проект должен соизмеряться с условиями воплощения проекта в жизнь, такими как финансовые, временные,  кадровые и др. С точки зрения критерия полезности рабочий проект должен пройти проверку на соотношение затраты – выгоды. Причем, рабочие проекты, как правило, проходят двойную  проверку ценности: во-первых, проект защищается и, во-вторых, в успешном случае проходит испытательную реализацию в течение какого-то ограниченного срока. В случае успешного прохождения и второго этапа рабочий проект переходит в разряд продукта.

Для учебного проекта критерии осуществимости и полезности соотносимы лишь с теорией и предшествующей практикой. Если содержательная часть учебного проекта соответствует поставленной цели и задачам, можно судить о его общей ценности. О практической ценности учебного проекта говорить трудно, т.к. в учебной деятельности применима только одна форма оценки – защита.  Несмотря на это, мы предлагаем сохранять критерии осуществимости и полезности учебного проекта на практике для оценки.

Этапы проектной работы.

Именно успешное воплощение всех  этапов проектной работы позволяет соблюсти критерий содержательности.

  • Выбор направленности проекта: тема, форма, цель и задачи. На этом этапе важно обозначить рамки охвата конкретного проекта в поле изучаемой дисциплины: они не должны быть слишком узкими, чтобы не ограничивать сферу познания, и не должны быть очень широкими, чтобы оставалась целенаправленность и ориентация на практическое приложение, являющееся, как правило, довольно конкретным.
  • Подготовка к написанию проекта: этап теоретического наполнения. Этот этап позволяет проектанту ознакомиться с теорией, изучить и осмыслить ее. Также он необходим, чтобы подготовить обоснование проекту, теоретическую базу, являющуюся неотъемлемой составляющей любого учебного проекта.
  • Написание проекта: целостная программа и демонстрационный этап. Проект может считаться таковым, когда представляет собой целостную программу, с последовательностью этапов, с понятной логикой воплощения, с выходом на воплощение поставленной задачи и переходом, если того требует проект, к следующему этапу. Так же проект должен содержать демонстрационную часть – определенный этап, который можно осуществить здесь и сейчас в учебной группе. Бывают случаи, когда это невозможно, но мы видим очень важную функцию демонстрационного этапа. Он позволяет проектанту отойти от учебного контекста, где проект выглядит, как правило, в силу упомянутых выше причин, приблизительным, «примерным», и осуществить элемент проекта в рабочем контексте.
  • Защита проекта: задача и цели проекта, содержательная часть, демонстрация фрагмента ответы на уточняющие вопросы. Предлагаемая специфика защиты проекта: учебная группа также является потребителями и оценщиками. Демонстрационный этап должен быть ориентирован на реальных потребителей, т.е. на учебную группу.
  • Оценка проекта: в первую очередь это групповой процесс, в котором принимает участие не только преподаватель, но и остальная учебная группа. Принцип оценки: обозначение плюсов и минусов (с обоснованием этих оценок). Учащиеся, оценивая, продолжают учебный процесс, становятся в иную компетентную позицию экспертов и потребителей проектной работы.  Таким образом, осуществляется тренировка экспертной позиции учащихся. Кроме того, у проектанта есть возможность дать обратную связь самому себе, оценить свою работу.

Функции проектной работы как методики обучения.

Одной из функций является интеграция теории и практического опыта при создании проекта. Фокусируясь на какой-то теме, проектант глубоко изучает теоретическую и практическую базу, проблематизирует изучение материала, что способствует лучшему его усвоению. Здесь кроется отрицательный момент. В отличие от подготовки к опросу по билетам, учащийся может не усвоить весь теоретический курс, а выбрать из него лишь фокусированный аспект. Эту проблему можно снять, задавая рамки проектной работы.

Проект как творческая деятельность, в котором важен  процесс создания, а не воспроизводства. Проектная работа – это всегда замысел нового продукта, т.е. творчество. Базируясь на теоретическом и практическом опыте, даже используя в своей работе заимствованные элементы, проектант создает авторскую разработку, что является отличительным признаком такой работы. Творческий компонент, как известно, развивает личность, дает возможность тренировать практическое мышление и вырабатывать соответствующий навык, полезный в  реальной деятельности.

Ответственность. Как уже отмечалось, проектная работа является авторской, следовательно, у проектанта формируется немаловажное ощущение ответственности за свой продукт, что, в свою очередь, может мотивировать на качественную работу.

Опты здесь и сейчас. Эту функцию, о которой уже упоминалось выше, можно расшифровать следующим описанием: проектная работа, в частности, воплощение демонстрационной части позволяет «сделать» вместо того, чтобы «рассуждать о том, как сделать».  Это свойство относится в первую очередь к тренинговому  обучению, где всякий навык отрабатывается здесь и сейчас. Демонстрационный этап проектной работы в этом плане схож с тренингом.

Функции проектной работы как методики контроля знаний и умений.

Функции проектной работы как методики проверки знаний во многом соответствуют функциям обучения, поэтому не будем подробно останавливаться на них. Отметим лишь две особенности.

Во-первых, оценка проектной    работы позволяет идентифицировать и разделять   понимания учащимся проблематики вопроса от хорошего заучивания, которым можно замаскировать в традиционных методах отсутствие понимания.

Во-вторых, проектная работа позволяет  оценить параллельно компетентность исполнителя и его практические навыки в определенном направлении. Часто недостатки в одном могут быть компенсированы другим.

Практические рекомендации по использованию проектной работы.

По нашему мнению, учебный проект наиболее результативно применять в преподавании практических психологических дисциплин. Под практическими дисциплинами мы понимаем такие, где в качестве учебного материала необходимо применение практического опыта. Например, в курсе «групповые психотехнологии» помимо информирования проводятся тренинги с учебной группой, где демонстрируются различные психотехнологии, о которых фактически невозможно рассказать. Проекты в таком случае будут являться естественным выходом, логическим завершения учебного курса.

В своей учебной практике мы предлагали студентам проектную работу по следующим направлениям: разработка социально-психологического тренинга, разработка  методики по исследованию и коррекции  различных социально-психологических феноменов, разработка семинара по различным психологическим вопросам, разработка деятельности психологического центра.

Вместе к успеху!

Печать Печать