Куда нас ведет конкуренция?

В отношениях, в том числе и производственных можно выделить несколько форм взаимодействия. Давайте попробуем разобраться, какая же из них наиболее эффективна.

Итак, существует три формы взаимоотношений людей при совместной деятельности, направленной на достижение результата:

конкуренция, то есть достижение превосходства над другими
кооперация, она же совместная работа
независимая деятельность

Многие считают, что конкуренция, соревновательный дух ведут человека к победе над собой и другими людьми. Неужели это так, или же конкуренция – просто хорошо обоснованный миф?

Мифы о конкуренции.

Конкуренция свойственна природе человека.

Конкуренция свойственна всем живым существам, в том числе животным и растениям. Однако сотрудничество также свойственно человеку, как и конкуренция. Психологи Дэвид и Роджер Джонсоны (да, те самые Джонсон и Джонсон) установили, что в повседневной жизни мы охотнее поддерживаем и принимаем именно сотрудничество, так как оно требует меньше внимания и энергозатрат. Конкуренция не передается по наследству, а воспитывается обществом. Особенно здорово это демонстрируют некоторые педагоги в школах, возвышая отличников и негодуя на тех, кто по их предмету имеет низкие оценки.

Конкуренция будит в людях лучшие качества и раскрывает скрытые возможности.

Для тех, кто привык соперничать – да. Потому, что эти люди не знают других форм, их не научили сотрудничеству. Максимум – это независимость. Соперничество обезличивает людей. Индивидуальность переходит на второй план, так как на первый выдвигаются некие барьеры, рамки, условности, через которые мы должны перепрыгнуть первыми.

Конкуренция доставляет удовольствие.

Например, многие зрелища, шоу построены именно на этом. Действительно, соревновательный азарт доставляет удовольствие тем, кто сидит в зале или смотрит телевизор. А каково людям, принимающим непосредственное участие в этих играх? Их волнение перед соревнованием? Их страхи? Установлено, что спортсмены, выступающие в одиночку, очень рано выходят на «пенсию» и быстро «выгорают».

Конкуренция усиливает характер и придает уверенности.

Если и когда ты побеждаешь – да. К сожалению, не надолго. В соперничестве есть иллюзия, что, победив, ты повысишь свою самооценку. Желание быть лучше и успешнее в глазах других людей идет как раз от неуверенности. Например, классический трудоголик – именно таков. И, наверное, каждый встречал людей, которые не испытывают потребности демонстрировать свои успехи. Мы воспринимаем их как зрелых и независимых. Их обаяние неотразимо – они действуют и творят свободно.

Соперничество является условием эффективной работы.

Это убеждение до определенного момента пронизывало нашу культуру. Но последние открытия в области психофизиологии и педагогики показали, что лучшие результаты достигаются вовсе не в условиях конкуренции и не зависят от наличия соперника. Напротив, мы достигаем большего, когда нам не «дышат в спину». Школьники лучше учатся, когда они работают в группе, в которой все помогают друг другу.

Если во время работы мы стремимся добиться превосходства, то наше внимание раздваивается, на выполнение задачи тратится меньше энергии. Появляется стресс (особенно это видно у спортсменов). Люди начинают нервничать и бояться. Один из самых больших производственных страхов – оказаться плохим, некомпетентным. Соперничество является наиболее частой причиной страха в нашей культуре.

Сотрудничество.

И, напротив, мы делаем все, на что только способны, когда работаем с интересом. Это называется внутренней мотивацией. Если человек замотивирован только внешне, то парадоксальным образом удовольствие от решения поставленной задачи теряется, что приводит к плохому результату. Работая с другими, мы чувствуем себя увереннее. В этом случае мы постоянно чувствуем свою полезность и ценность.

Отношения, деятельность, построенная на сотрудничестве, доставляет сотрудникам удовольствие, мотивирует их работать в этой компании и достигать ее целей. А сотрудничество является одним из необходимых условий командных взаимодействий. Вот поэтому командная форма работы становится все более и более приемлемой для условий современного бизнеса.

Печать Печать