как адаптироваться на новой работе

Вернуться назад

Новая работа, новый коллектив для любого человека – руководителя или подчиненного, со стажем или новичка — это всегда стресс. Уж так устроен современный человек, что для него работа равносильна по значимости таким ценностям, как семья и здоровье. А для многих даже важнее. Поэтому и смена ее – всегда волнительное событие в жизни.

Адаптация – это привыкание. Некоторые психологи утверждают, что, чем психически здоровее человек, тем быстрее он привыкает к новому и наоборот. Вы работали на своем предыдущем месте работы и все, что там происходило, вам казалось нормальным и правильным. И чем дольше вы проработали, тем более правильным вам казался уклад жизни, общения и деятельности. Что предпринять и как себя вести, чтобы адаптация прошла не только быстро и безболезненно, но и с пользой и перспективами на будущее.

Сформируйте свиту

К новичкам всегда повышенное внимание. Некоторых это раздражает, хочется спрятаться от кажущейся назойливости и расспросов старожил. Воспользуйтесь ситуацией – познакомьтесь как можно с большим количеством ваших коллег не только по горизонтали, но и по вертикали. Даже с уборщицами и охранниками. Чем быстрее по утрам вас будут встречать знакомые лица, а не настороженные незнакомые люди, тем быстрее вы привыкнете. Помните, что любого короля формирует свита. Сформируйте ее как можно быстрее.

Найдите наставника

Даже если в новой компании не заведено наставничество, найдите обязательно себе наставника сами. Он должен быть как профессионалом в своем деле, так и уважаемым в коллективе человеком. Если внимательно присмотреться, то таких желающих обычно бывает немало, ведь у многих из нас есть нереализованные потребности в заботе и опеке.

Проведите исследование

Изучите компанию изнутри. Станьте наблюдателем и исследователем. Представьте себе, что вы попали в незнакомую страну, на остров к аборигенам и вам необходимо изучить их уклад жизни, чтобы незаметно вписаться и стать своим. Я бы рекомендовала даже записывать свои наблюдения и дома анализировать, составляя целостную картину. В таких целях можно даже задавать вопросы тем коллегам, с кем вы успели познакомиться. Кстати, это же может стать поводом для знакомства с теми, с кем еще пообщаться не удалось.

Что вы можете выяснить и что вам необходимо узнать для лучшей адаптации? Как принято общаться в этой компании, называть друг друга? Развито ли неформальное общение, жестка ли субординация? Каков стиль работы? Размеренный, авральный, активный или свободный, когда каждый работает в привычное для себя время? Как принимаются решения – кем, на каких основаниях и насколько быстро? Принимается ли здесь инициатива. Как можно повлиять на принятие решений? За что и в какой форме здесь ругают и наказывают и, напротив, когда и как поощряют?

Обучитесь работе

Обязательно обучитесь, словно заново работе, пусть даже она привычна для вас и вы много лет трудитесь именно в этой должности. Потому что переучиваться труднее, чем учиться. Запишите все, что скажет вам руководитель, и попробуйте увидеть все как в первый раз. Кстати, это поможет не только адаптироваться к должности и обязанностям, но и перезапустить свое профессиональное развитие. Поверьте, у каждого из нас есть чему поучиться, ведь каждый придумает свои способы усовершенствовать и организовать свой труд.

В чужой монастырь…

В каждой организации свои устоявшиеся традиции и ритуалы, свои оптимальные, проверенные временем и испытанные людьми законы и способы работы. Со стороны может показаться, что тут все не правильно, нелогично, некрасиво, аморально, не эстетично и вообще негармонично. Но иногда даже от личности руководителя, от места расположения компании, исторических перипетий и других вроде бы мелочей меняется абсолютно все. Пусть даже до этого вы работали в организации ну очень с виду похожей на новую работу. Поэтому постарайтесь во-первых, не строить ожиданий – ни плохих, ни хороших. А, во-вторых, не мерьте своими прошлыми представлениями новую реальность.

Говорят, что человек счастлив, когда он ничего не ждет. И все, что случается с ним, становится обычным и нормальным. Поверьте, через пар-тройку месяцев, когда вы адаптируетесь и привыкнете к этому укладу, все станет нормальным, эстетичным, вполне моральным и вообще гармоничным. А предыдущее место работы уже не покажется таким идеальным.

Быстрые решения

Новые условия часто являются «кривыми зеркалами», искажая действительность. Например, ваш предыдущий руководитель был душкой и почти другом, а новый не позволяет даже чай пить в его присутствии. Или с вами подружилась милая женщина и вы, приняв ее за друга, начали делиться своими переживаниями. А она, возможно, потом рассказывает в курилке о них всем, кому не лень. Новая работа чересчур трудна, и вам кажется, что вы не выдержите такого ритма, а еще хуже, что все этого заметят и вас с позором уволят. Не принимайте в период адаптации никаких, особенно быстрых решений. Помните, что адаптация – это стресс. А стресс нужно пережить.

Дайте себе возможность привыкнуть

И последний совет. Не торопитесь кому-то чего-то доказывать. Дайте себе возможность привыкнуть и другим тактично обозначьте, что вам нужно время. Если в период адаптации вы сорветесь, то стресс может перерасти во что-то более серьезное. Отслеживайте положительные сдвиги в своем привыкании и обязательно вычерпайте все возможные плюсы в том, что у вас новая работа. Ведь с новой работой может наступить новая эра в вашей жизни, более интересная, более перспективная и более радостная. Удачи вам!

Ольга Полещук.

Печать Печать