Личностное развитие: иллюзии или реальность?

Вернуться назад

Что такое вообще личностное развитие? Зачем оно нужно? Кому? Как его достичь и измерить?

Уже более 10 лет я провожу психологические семинары и консультирую в области личностного развития и самопознания. Множество групп, и еще больше судеб и личных историй, прожитых за это время, лишь сформировали большое количество вопрос, на которые, по большому счету, нет четких ответов ни у науки, ни у духовных традиций, ни в бытовом представлении.

Что такое вообще личностное развитие? Зачем оно нужно? Кому? Как его достичь и измерить?

Как я уже отметил, на эти вопросы нет ответов ни у меня, ни у человечества, или их так много, что, по сути, сводит проблему к тому же знаменателю. В этой статья я выражу некоторый взгляд, позицию, размышление. Не стану цитировать научные труды, да и сам постараюсь изложить мысль доступно. И начну с того, что раз вас «зацепило» название, то значит кому-то это все-таки нужно!

За время психологической практики я взаимодействовал с сотнями людей, которым важно личностно развиваться, и почти каждый вкладывает в это понятие свой смысл: решать проблемы, обретать смысл и счастье, наполнять жизнь, постигать Вселенную, обретать гармонию, стремиться к просветлению… Может, личностное развитие – просто очередной брэнд, раскрученный психологами и духовными гуру? Какая же реальность лежит в основе этого понятия?

Если верить, что каждый человек по своей природе потенциален, т.е. в нас есть ряд ресурсов, заложенных генетически, в памяти рода, сформированных в детстве, которые в определенных условиях раскрываются, наполняются, обретают силу, то тогда личностное развитие – это поиск и использование благоприятных условий для такого раскрытия. Эти условия, или пространство реализации, может быть создано в семье и в со-бытие с конкретным близким человеком. Могут возникнуть в профессиональной деятельности или творчестве. Могут быть сконструированы на тренинге, семинаре, духовных путешествиях. Если первые примеры могут возникнуть в естественном спонтанном течении жизни, то последние – как правило обдуманы и неслучайны. В семинарах и тренингах, индивидуальных практиках и консультациях пространство развития и реализации создается искусственно под контролем специалиста (путеводителя), а значит и действие более сильное, фокусированное, управляемое. По этому люди, осознающие важность и актуальность плодотворной почвы для своего потенциала, пользуются услугами таких гидов и моделированных пространств семинаров и тренингов.

Можно так же предположить, что природа человека и человечества в целом заключается в постоянном стремлении, познании, выстраивании догадок. Наша мыслительная активность, чувства, действия, желания – это бесконечный процесс, в котором нет как такового результата, а есть череда переживаний, исходящих одно из другого. Тогда в развитии важно и имеет смысл не просветление, как результат духовных поисков, а просветленность, как состояние, как качество личности; не счастье, как заслуга за страдания, а моменты счастья или даже погоня за ним. Т.е. человек – это и есть развитие, постоянное стремление, процесс, жизнь.

Понимая личностное развитие, предполагающее, кстати сказать, в отличие от личностного роста, направления во все стороны, а не только вверх, можно еще говорить о многогранности нашей личности. Будучи целостным и неделимым, человек в разных ситуациях жизни «выпячивает» то те, то другие стороны своей природы. Есть природа физическая, есть материальная, есть социальная, есть «половая» и бесполая, есть обыденная и праздничная, есть духовная и мистическая, творческая и тривиальная… И если какая-то сторона постоянно в тени, то возникает потребность «покрасоваться» именно ей. Как правило, жизнь среднестатистического человека наполнена физическим, материальным, социальным. С духовным и мистическим обычно сложнее. Тогда личностное развитие будет ассоциироваться именно с самопознанием, духовными практиками, выходом за пределы своего тела и обыденной реальности. Хотя, по моему опыту, частенько недостает внимания и другим сторонам человека – тогда его развитие будет в занятии спортом, захвате власти или приобретении статусных признаков и атрибутов.

Лично я верю в целостною и гармоничную природу человека, и от этой веры отталкиваюсь, выстраивая всеобъемлющую практику личностного развития. Так, психотехники целостного личностного развития затрагивают и социальные роли в группе, и телесный проявления, и эмоции, и творчество, и игру, и духовные традиции, ритуалы, межполовое взаимодействие и отношение к вещам…

Личностное развитие – это в первую очередь самопознание, исследование с любопытством и детским восторгом себя, других, мир. Это чуткость к изменениям, которые постоянно происходят в нас и как следствие в значимом для нас пространстве. Есть масса конкретных и общих инструментов для этого: религия, искусство и творчество, психология, туризм, психологический туризм, семинары, холотропное дыхание, биосинтез и интеграция, мистика и эзотерика, каббала, йога, цигун, рейки, квантовая физика… Есть уникальные индивидуальные способы, которые рождаются только у вас и подходят только вам. Наверное единственный достоверный критерий «правильного» нахождения способа своего развития – это желание искать дальше, интерес. И измеряется он в конкретных самых локальных изменениях, которые вы можете отследить в себе и окружающем. И коль уж развитие направлено во все стороны, то и изменения эти могу не всегда восприниматься как счастье или просто позитивно. Они могут иногда напрягать, иногда пугать или удивлять, а могут и радовать, и вызывать восторг. Они могут по-разному оцениваться – но качественно обогащать жизнь новыми открытиями и возможностями.

Фаерман Михаил Исаакович

Печать Печать