Об аспектах творчества

Вернуться назад

В диалоге со студентами Ярославского театрального училища по курсу «Психология творчества» мы дискутировали о природе творческого процесса, о отношение творческой профессии и творческой личности, о возможностях и ограничениях творчества в широком смысле.

В научной психологии творчество, креативность (или творческость) – стало довольно популярным предмет изысканий. Исследования в этой области прочно завоевали свои позиции с середины двадцатого века.

Существует, по меньшей мере, три подхода к исследованию креативности и творческих способностей человека, в рамки которых могут быть включены отдельные авторские концепции.

  1. Креативность — это проявление высокоразвитого и хорошо функционирующего интеллекта. Как независимого фактора, творческих способностей не существует. (Д.Векслер);
  2. Креативность – это особый «строй личности». Существует определенный «креативный тип личности», который способствует поиску, новаторской деятельности, стремлению выйти за рамки заданной проблемы. (Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу);
  3. Креативность – это самостоятельный, независимый от интеллекта фактор.
    Довольно долго в США, да и других стран существовала традиция отбора персонала в соответствии с IQ. Однако жизнь показала, что не все подобранные таким образом сотрудники одинаково успешны в профессиональной жизни. Значит, есть еще какойто существенный фактор успешности. Люди с одинаковым IQ отличались друг от друга … способностью разрешать проблемы самого разного характера. Сотрудники Института оценок и исследований (США) использовали способ измерения креативности по уровню творческих достижений. Некоторые современные исследования говорят о отсутствие прямой зависимости между параметрами интеллекта и креативности (Дж. Гилфорд, П. Торранс). Именно в русле этого представления и были разработаны наиболее известные инструменты исследования в области креативных способностей.

Если давать определение креативности, то мы так же столкнемся с неоднозначностью подходов. Уже в 1965 году Торранс обнаружил более 60 определений креативности. Вот некоторые из них:

  • «Способность человека отказаться от стереотипных способов мышления». (J. P. Guilford (1967)).
  • «Чувствительность к дисгармонии и способность обнаруживать пропуск необходимых звеньев в логике. Чувствительность к проблеме и готовность с упорством искать ее решение». (E.P. Torrance (1965)).
  • «Способность обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения» (Н. Роджерс (1990)).
  • «Способность принимать материал из подсознания в сознание» (G. Cropley (1992)).
  • «Способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. То есть критерий творчества – это не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую активность». (Э. Фромм).

Интересные прикладные разработки, расширяющие подходы, определения и практическое развитие творчества, осуществляются на факультете психологии Ярославского государственного университета (Карпов А.В., Кашапов М.М., Козлов В.В., Фаерман М.И.).

Рассмотрим далее некоторые аспект творческого процесса в контексте развития творческих способностей, столь актуальных для представителей творческих профессий, таких как театралы, художники, литераторы, музыканты, инженеры, коперайтеры и др. Тем более, что сама по себе творческая профессия скорее не развивает, а, напротив, ограничивает творческую личность. С этим нашим мнениям согласились студенты-театралы в ходе обсуждений.

Итак, приведем еще одно рабочее определение творчества, наиболее удобное, на наш взгляд, в прикладном аспекте развития:

Творчество – открытие нового и для себя и для других. Создание новых оригинальных приемов или целостных подходов. Расширение рамок (по Д.Б. Богоявленской [Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. "Питер", СПб, 2009. - 434 с.]).

Это определение давольно удачно иллюстрируется простой задачей из так называемых ТРИЗ-задач (теория решения изобретательских задач) и производных от них:

необходимо неверное уравнение 102=100 сделать верным, переместив одну из цифр.

Работая с аудиторией, я держу за правило не давать правильных ответов на творческие задания, полагая, что «незакрытый гештальт» будет стимулировать развитие творческих способностей. Так я поступлю и сейчас, отметив только, что данная задача решается при условии выхода за привычные стереотипные рамки. При этом не требует нарушение простых и четких условий.

Решая даже эту простую задачу, мы переживаем этапы креативного процесса, один за другим. И если мы фиксируемся на каком-то этапе, не доходя до состояния внутренней удовлетворенности, то такая фиксация может привести к беспокойству, недовольству, понижению настроения, и даже к стрессу, депрессии и неврозу. Именно о такой «обратной» стороне творчества пишет В.В. Козлов в книге «Психология творчества. Свет, сумерки и темная ночь души» [3].

Наиболее удачно, на наш взгляд, этапы кретаивного процесса описаны у А. Матвеева [4]:

  1. Осознание и формулировка проблемы:
    Осознание, что ситуация перестала быть удовлетворяющей.
  2. Первичный инсайт:
    Первая мысль или проблеск мысли, связанный с возникновением оригинальной идеи.
    Переживается как краткосрочное вдохновение, предвкушение.
  3. Поиск вариантов:
    Характеризуется анализом ситуации и попыткой подобрать подходящее решение.
  4. Фрустрация:
    Происходит в момент, когда проработав все варианты решения проблемы, человек не находит ответ, оказывается в тупике.
    Переживается как напряжение, разочарование, раздражение, обескураженность, скука, усталость, апатия.
  5. Инкубация:
    Прекращение сознательного поиска решения проблемы при сохранении мотивации к ее решению.
  6. Инсайт:
    Момент обнаружения решения.
    Переживается как восторг, эйфория, бурная радость.
  7. Разработка:

Проверка полученного решения логическими средствами. Приведение его в форму, доступную пониманию других людей.

Эти этапы имеют и физиологическое обоснование, выражающееся в изменение активности полушарий головного мозга в процессе решения творческой задачи (таблица 1). В ходе наших исследований было отмечено, что не только решение локальной творческой задачи (типа приведенной выше), но и глобальные задачи по изменению качества жизни, достижению желаемого, так же развиваются (переживаются) по аналогичным этапам.

Таблица 1: Схема активности правого и левого полушарий в момент поиск решения творческой задачи

table

М.М. Кашапов [5] вслед за Дж. Гилфордом выделяет 3 основные критерия творческой личности:

  1. Беглость (скорость) – связана со способность решать самые разнообразные проблемы с быстрым просчетом вариантов развития ситуации.
  2. Гибкость (разнообразие, смена подходов) – это изменения определенного вида: изменение мнений, объяснений, стратегий выполнения заданий, способов мыслить, т.е. обратное закостенелости, инертности, консерватизму.
  3. Оригинальность (редкость, нетревиальность) – определяет продуцирование необычных , далеко идущих идей. Это умение выйти за рамки привычного, увидеть и использовать то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

Эти и производные от них критерии творческого человека могут послужить с одной стороны основой для диагностики творческой личности. Существуют проективные тесты, «психогеометрический тест», тест «Многозначные слова», тест «незаконченное предложение» и др., где прослеживается степень выраженности всех трех критериев креативной личности. Отлично проявляется творческость в игровых ситуациях, кейсах, активных методах обучения. Диагностика творческих способностей может применятся на этапе отбора на творческие специальности, как прогнозирование творческого потенциала.

С другой стороны те же особенности творческой личности становятся основой для формирования творчества. Исходя из нашего рабочего определения, творчество – это не чудо, данное свыше, или заложенное генетически. Мы рассматриваем те аспекты, которые поддаются развитию, формированию, им можно обучаться. Следовательно, существуют тренинги и другие активные формы развития креативности. Это могу быть ТРИЗ-задачи и аналогичные им, это могут быть игровые ситуации и ситуации по принципу «реалити», это могут быть интегративные программы с использованием вербально-логических, телесно-ориентированных, дыхательных, энергетических, психодраматических, арт- и других психотехнологий, специально разработанных для повышения ресурсности личности, личностного развития и в том числе творческого. Именно такие программы мы разрабатываем в рамках научной и практической работы.

Творчество – это многогранное далеко не изученное явление. Творчество – это выход за рамки, и само оно не имеет рамок. Творческий процесс разносторонне по результатам, по проявлениям, по переживаемым состояниям, по влиянию на личность: от созидающего до губительного. Творчество может быть смыслом жизни и средством существования, может спасать от безысходности и приводить к ней. Творчество не живет само по себе, оно подчиняется нормам общества, но больше – уникальной психической природе творца. В исследованиях творческой природы вряд ли можно поставить точку, и мы продолжим в будущем раскрывать новые аспекты этого удивительного процесса.

Михаил Фаерман

Печать Печать