- Тренинговый центр Команда - http://komandatrening.ru -
Об аспектах творчества
В диалоге со студентами Ярославского театрального училища по курсу «Психология творчества» мы дискутировали о природе творческого процесса, о отношение творческой профессии и творческой личности, о возможностях и ограничениях творчества в широком смысле.
В научной психологии творчество, креативность (или творческость) – стало довольно популярным предмет изысканий. Исследования в этой области прочно завоевали свои позиции с середины двадцатого века.
Существует, по меньшей мере, три подхода к исследованию креативности и творческих способностей человека, в рамки которых могут быть включены отдельные авторские концепции.
Если давать определение креативности, то мы так же столкнемся с неоднозначностью подходов. Уже в 1965 году Торранс обнаружил более 60 определений креативности. Вот некоторые из них:
Интересные прикладные разработки, расширяющие подходы, определения и практическое развитие творчества, осуществляются на факультете психологии Ярославского государственного университета (Карпов А.В., Кашапов М.М., Козлов В.В., Фаерман М.И.).
Рассмотрим далее некоторые аспект творческого процесса в контексте развития творческих способностей, столь актуальных для представителей творческих профессий, таких как театралы, художники, литераторы, музыканты, инженеры, коперайтеры и др. Тем более, что сама по себе творческая профессия скорее не развивает, а, напротив, ограничивает творческую личность. С этим нашим мнениям согласились студенты-театралы в ходе обсуждений.
Итак, приведем еще одно рабочее определение творчества, наиболее удобное, на наш взгляд, в прикладном аспекте развития:
Творчество – открытие нового и для себя и для других. Создание новых оригинальных приемов или целостных подходов. Расширение рамок (по Д.Б. Богоявленской [Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. "Питер", СПб, 2009. - 434 с.]).
Это определение давольно удачно иллюстрируется простой задачей из так называемых ТРИЗ-задач (теория решения изобретательских задач) и производных от них:
необходимо неверное уравнение 102=100 сделать верным, переместив одну из цифр.
Работая с аудиторией, я держу за правило не давать правильных ответов на творческие задания, полагая, что «незакрытый гештальт» будет стимулировать развитие творческих способностей. Так я поступлю и сейчас, отметив только, что данная задача решается при условии выхода за привычные стереотипные рамки. При этом не требует нарушение простых и четких условий.
Решая даже эту простую задачу, мы переживаем этапы креативного процесса, один за другим. И если мы фиксируемся на каком-то этапе, не доходя до состояния внутренней удовлетворенности, то такая фиксация может привести к беспокойству, недовольству, понижению настроения, и даже к стрессу, депрессии и неврозу. Именно о такой «обратной» стороне творчества пишет В.В. Козлов в книге «Психология творчества. Свет, сумерки и темная ночь души» [3].
Наиболее удачно, на наш взгляд, этапы кретаивного процесса описаны у А. Матвеева [4]:
Проверка полученного решения логическими средствами. Приведение его в форму, доступную пониманию других людей.
Эти этапы имеют и физиологическое обоснование, выражающееся в изменение активности полушарий головного мозга в процессе решения творческой задачи (таблица 1). В ходе наших исследований было отмечено, что не только решение локальной творческой задачи (типа приведенной выше), но и глобальные задачи по изменению качества жизни, достижению желаемого, так же развиваются (переживаются) по аналогичным этапам.
Таблица 1: Схема активности правого и левого полушарий в момент поиск решения творческой задачи
М.М. Кашапов [5] вслед за Дж. Гилфордом выделяет 3 основные критерия творческой личности:
Эти и производные от них критерии творческого человека могут послужить с одной стороны основой для диагностики творческой личности. Существуют проективные тесты, «психогеометрический тест», тест «Многозначные слова», тест «незаконченное предложение» и др., где прослеживается степень выраженности всех трех критериев креативной личности. Отлично проявляется творческость в игровых ситуациях, кейсах, активных методах обучения. Диагностика творческих способностей может применятся на этапе отбора на творческие специальности, как прогнозирование творческого потенциала.
С другой стороны те же особенности творческой личности становятся основой для формирования творчества. Исходя из нашего рабочего определения, творчество – это не чудо, данное свыше, или заложенное генетически. Мы рассматриваем те аспекты, которые поддаются развитию, формированию, им можно обучаться. Следовательно, существуют тренинги и другие активные формы развития креативности. Это могу быть ТРИЗ-задачи и аналогичные им, это могут быть игровые ситуации и ситуации по принципу «реалити», это могут быть интегративные программы с использованием вербально-логических, телесно-ориентированных, дыхательных, энергетических, психодраматических, арт- и других психотехнологий, специально разработанных для повышения ресурсности личности, личностного развития и в том числе творческого. Именно такие программы мы разрабатываем в рамках научной и практической работы.
Творчество – это многогранное далеко не изученное явление. Творчество – это выход за рамки, и само оно не имеет рамок. Творческий процесс разносторонне по результатам, по проявлениям, по переживаемым состояниям, по влиянию на личность: от созидающего до губительного. Творчество может быть смыслом жизни и средством существования, может спасать от безысходности и приводить к ней. Творчество не живет само по себе, оно подчиняется нормам общества, но больше – уникальной психической природе творца. В исследованиях творческой природы вряд ли можно поставить точку, и мы продолжим в будущем раскрывать новые аспекты этого удивительного процесса.
Михаил Фаерман