- Тренинговый центр Команда - http://komandatrening.ru -



Адрес: ул. Салтыкова-Щедрина 21, офис 502
Телефон: 8 (4852) 333-115, 8 (4852) 288-280
Схема проезда:

Подчиненные всегда сопротивляются

Уж так устроен человек – если ему начинаешь что-то предлагать, внушать, продавать, к чему-то его склонять или уговаривать – он всегда вначале сопротивляется. Отследите свои чувства в момент покупок, внутри идут разговоры: «А надо ли? Не дорого ли? Удобно ли? Прочно? Может, еще подождет?» Опытные продавцы знают наличие сопротивлений у человека, и грамотно умеют с ними работать. А вы, как руководитель, знаете?

Сегодня речь пойдет о сопротивлениях подчиненных, ведь им приходится исполнять чужую волю, реализовывать чужие цели. Поэтому сопротивления в этих случаях сильнее и продолжительнее. И, что самое главное, зачастую не выглядят как сопротивления, а руководителю кажется, что все в порядке, работа идет!

Сопротивление «Мягкий уход»

Один из самых распространенных, я бы даже сказала массовых сопротивлений. Он преданно смотрит вам в глаза, внимательно слушает, не перебивая, со всем соглашается… и ничего не делает. Типичные фразы такого сопротивленца: «Я все понял, да, я сделаю, извините, в следующий раз не повторится». Но повторяется из раза в раз, хотя внешне этот сотрудник выглядит прилежным и понятливым.

Что делать в таких случаях? Первое – это усвоить одно просто правило: «Два раза– это случайность. Три – уже закономерность». Второе – необходимы четкие сроки и критерии выполнения задания, а еще лучше письменные договоренности. Потому что частенько в момент, когда вы начинаете что-то спрашивать с такого товарища, он может сделать наивно-удивленные глаза и пролепетать: «Я не помню, чтобы вы мне это говорили»

Кстати, среди клиентских сопротивлений, это очень популярный способ. Не отказывать, внимательно слушать и даже читать присланные предложения, но при этом каждый раз мягко просить перезвонить чуть попозже.

Сопротивление «Ссылка на обстоятельства»

Суть этого сопротивления в том, что сотрудник создает видимость бурной деятельности: «Я никак не могу это сделать, я занят, у меня еще с тем проектом не закончено, да еще надо заниматься общественными нагрузками». Второй вариант – личные проблемы, болезни: «Вы же знаете, как мне тяжело, с моей спиной это нельзя делать». И при этом руководитель еще понимающий, жалко ему больного человека. В общем, у этого сопротивленца всегда есть объективные обстоятельства, и вроде бы не придерешься.

Недавно мне после тренинга женщина-руководитель на мои жалобы на ее сотрудника, не умеющего общаться, сказала: «Он стеснительный, вы его не напрягайте сильно». А он продавец!! И его стеснение является профессиональной некомпетентностью.

Что делать руководителю? Если человек постоянно завален делами, стоит заняться либо его обязанностями – убрать лишние, либо таймменеджментом – вместе с ним распределять время, пока не научиться делать это сам. Если в обстоятельствах болезни и проблемы, я думаю, это повод для серьезного разговора и даже ультиматума: «На работе работаем, болеем дома и на больничном». А еще лучше на этапе приема на работу предупредить сотрудника, что болезни мы не жалуем, нам нужны здоровые люди. Ничто так не оздоравливает человека, как здоровая среда.

Сопротивление «Игра»

Этакий вечный шутник, который превращает в игру все, даже серьезную работу, даже отношения с начальником. Психологам давно известно, что юмор – одна из главных форм личностной защиты человека, и за шутками действительно скрывается лишь доля шутки, все остальное – правда. Внешне человек вроде бы позитивен, весел, всегда со свежим анекдотом и острыми фразами, над которыми смеется весь коллектив. Вы ему: «Посмотри на новый проект», а он: «Красиво! Наверное, модный дизайнер оформлял». Вы ему: «Вам нужно научиться привлекать новых клиентов, делать их лояльными», а он: «Давайте их горячим супом кормить»

Здесь есть две тактики. Первая – жесткая. Вы требуете лишь серьезного разговора, в режиме шутки не общаетесь вообще. Вторая – мягкая. Вы подстраиваетесь к сотруднику и тоже начинаете с ним шутить, играть, при этом стараетесь «закатить мяч в его ворота». Например, шутите, о его зарплате, понижении в должности, отпуске зимой или переводе на более неприятный ему участок. Главное здесь – дождаться, когда он первый начнет серьезно говорить. Поверьте, это работает!

Сопротивление «Нигилизм»

Жесткий и часто демонстративный тип сопротивления: «Я не буду ничего делать. Ничего не знаю. Я это не хочу. Все равно не заставите. Надоели ваши нововведения». И вам становится не приятно, хочется немедленно его уволить.

Есть такие люди – нигилисты, негативщики. У Тургенева даже целый роман этому посвящен. Они все отрицают. У нигилистов, с одной стороны, большие амбиции чего-то добиться, а с другой, эти амбиции не реализованы. Они не верят людям и смотрят на любого человека – как на причину своих неудач. Они критикуют, брюзжат и дома и на работе. Часто они одиноки по жизни. У них неустойчивая и низкая самооценка. Поэтому нигилизм поддается коррекции. А еще в работе с такими сопротивленцами есть один огромный плюс – при правильном подходе они ставятся лояльными и верными до фанатичности.

На начальном этапе работы, да и вообще в тактике, с ними надо работать вопросами: «Я не буду это делать!», вы: «С чем это связано?», «Ерунда все это», вы: «Тебе нужны более серьезные задачи?», «Нет, не нужны!», «Тебе неприятен лично я или вообще работа в нашей компании? А чем она неприятна?» И начинаете говорить о его чувствах, мягко ломая сопротивление.

Стратегически негативщиков нужно отогревать, успокаивать, помогать и вселять в них веру в себя. Классический сюжет фильма: бандит, не верящий в себя, который крушит все вокруг, встречает мудрого учителя, который помогает ему стать сильным и благородным. А еще это сюжет многих судеб неблагополучных с детства людей. Почему бы вам не стать таким мудрым учителем?

А напоследок я скажу. Сопротивление всегда носит личностный характер и к работе не имеет никакого отношения. Это значит, что перевод человека на другую должность, переориентация его на другой вид деятельности, стимуляция деньгами здесь не работают. А работает лишь личностный подход руководителя и его работа как управленца.

Ольга Полещук