Внимание! Тренинг!

Вернуться назад

К написанию этой статьи меня привели многочисленные сомнения, возражения, недопонимания и претензии наших настоящих и потенциальных клиентов. И начинаются они со слов «Прочитайте нам тренинг» до требования сократить обучение в два-три раза и при этом научить всё же сотрудников необходимым навыкам.

Сейчас я ясно осознаю, что многие путают тренинг с чем-то другим. Причин здесь несколько и вот две основных, на мой взгляд. Первая – заказчик попросту не знает, что такое тренинг. Ведь в России данная форма обучения появилась сравнительно недавно. Вторая причина состоит в том, что, следуя моде или каким-то другим порывам, называть свое «вещание людям» тренингом стали если не все, то почти все.

Недавно меня пригласили на один «тренинг», который вели знаменитые преподаватели из Иванова. Все занятие мы просидела за своими столами, слушая «тренера». Иногда, правда, вступали в групповую дискуссию.

С чем же путают тренинги?

Лекция. Даже интерактивную лекцию нельзя назвать тренингом. И тем более, классическую лекцию, цель которой – дать слушателям теоретические знания, понятийные и установочные вещи. Результат лекции: человек знает, как делать, возможно, у него даже появляется желание научиться, но делать он пока не умеет.

Семинар. Это преимущественно лекционный материал с самостоятельными заданиями, дающий новые знания и помогающий систематизировать уже имеющиеся. Есть еще одна разновидность семинара. Это практический семинар или семинар-практикум. Он включает в себя также лекционные блоки в сопровождении практических занятий. Участники работают с кейсами, управляют проектами, проводят дискуссии и мозговые штурмы, консультируются по интересующим вопросам. Вот этот вид чаще всего и путают с тренингом.

Семинар, и особенно семинар-практикум, на мой взгляд, является хорошей формой обучения для состоявшихся в чем-то специалистов. Например, для коммерческих директоров, товароведов, менеджеров по персоналу, мерчендайзеров и других групп. Результатом семинара могут стать новые или дополнительные знания в знакомой области, которые люди смогут легко перенести на свою практическую деятельность сами. Одна из целей такого семинара – научить людей пользоваться полученными знаниями.

Игра. Деловая игра, метафорическая игра, ролевая игра. Это особый вид взаимодействия, решения поставленных задач и обучения. Дети растут и учатся на играх. И взрослые тоже. В игре человек забывается, увлекается сюжетом, ролью, другими атрибутами игры, поэтому здесь возможно получить новый опыт, осознать свои проблемы и неудачи, задуматься над своими ценностями и установками, проиграть возможное желаемое или не желаемое будущее.

Например, молодым специалистам из кадрового резерва предложить поиграть в игру «Дирекция». И каждый из них сыграет какую-то руководящую роль. В процессе данной игры можно проверить себя, оценить профессиональные качества друг друга, соответственно, получить обратную связь от коллег, осознать и выбрать свой стиль руководства, спланировать систему обучения молодых специалистов.

Что такое тренинг?

Словарь Ожегова. Тренинг – система, режим тренировок. Большой энциклопедический словарь, одна из версий (вторая попросту приравнивает тренинг к слову «тренировка») сообщает: тренинг — в коневодстве и конном спорте — система упражнений для лошади с целью выработки максимальной работоспособности и подготовки к испытаниям.

Тренинг делается осознанно

Тренинг в чистом виде – это то, что делается без прикрытий и обманок типа игр. Когда спортсмен готовиться к соревнованиям, он понимает, зачем делает и для чего. Он действует осознанно.

Для того чтобы действовать, тренироваться осознанно, нужна высокая мотивация и воля. Чаще всего, высокая мотивация бывает лишь у заказчика, руководителя, а не у самих сотрудников. Поэтому для них приходится придумываться разные «обходные» ходы. И, конечно же, честь и хвала тем организациям и тем руководителям, чьи сотрудники идут на тренинг осознанно, пробуют, ошибаются, решают трудные задачки, исследуют и научаются!

Тренинг – это практика

«А можно я посмотрю?», «Вы расскажите, мы сами потом все сделаем», «Вы покажите, как надо делать!». Это слова участников тренинга, не желающих практиковаться.

Стал бы Третьяк великим голкипером, если бы тренировался, сидя за компьютерным стимулятором или читая книги? Теория в тренинге – лишь вступление, сопровождение. Все остальное практика, деятельность, проба, попытки. Многие люди хотят быть спортивными, гибкими и стройными. Сколько процентов из всех желающих хотя бы доходят до практики, я уже не говорю о достижении результата?

Тренинг – это упражнения

Как любил отвечать молодым курсантам на все их вопросы известный в свое время поручик Мышлоевский, кстати, отличный педагог: «Достигается упражнением». Упражнение делается не раз или два. Упражнение одно и тоже в разных вариантах делается много раз. Естественно, если вы хотите получить навык, а не просто попробовать. Поэтому тренинг зачастую – это достаточно занудно-скучное занятие.

Совсем недавно один достаточно образованный и грамотный руководитель, после участия в тренинге лидерства, сделал мне замечание, что упражнение нужно было делать два раза, на третий раз люди перестали смеяться, и им стало скучно. На что я ему ответила: «Вот как раз в этот момент и начался тренинг»

Задача тренера — научить

Тренер принципиально отличается от преподавателя, лектора, учителя или гуру. Тренер работает примерно в следующей схеме. Для начала ставится цель, которую одинаково понимают и участники тренинга, и сам тренер. Затем он должен рассказать, как делать. Дать методику или технологию (и лучше не одну). И попробовать это сделать. Проанализировать вместе ошибки. Сделать упражнение заново. Осознать, что получилось, что не получилось. И снова приступать к упражнениям. И в итоге – научить. Результат тренинга – навык.

Чем дольше идет тренировка, тем устойчивей навык. Прав Ожегов, что тренинг – это система, режим тренировок.

Посему, когда вы принимаете решение об обучении, четко осознавайте, в какой форме и для чего вы станете это делать. И, если выбор пал на тренинг, то здесь нужно понимать, что тренинг – это работа над собой. Это преодоление, многочисленные пробы, дискомфорт оттого, что не получается. И, конечно же, тренинг – это новые пути и неожиданные решения, это открытия и опять же, преодоления, это радость победы, развитие себя лично и той компании, в которой ты работаешь.

Ольга Полещук

Печать Печать