Зачем команде лидер?

Вернуться назад

Как в коллективе есть руководитель, так в команде есть лидер. Лидер – это личность, осуществляющая различные процессы. Руководство – это процесс. Так что, по сути, лидер — человек, занятый процессом руководства в команде. Какие функции у лидера – руководителя команды – об этом данная статья.

Хороший руководитель – тот, при котором команда работает самостоятельно и ответственно, освобождая руководителя для решения его главной задачи – организация возможности обеспечения нормального функционирования команды в текущей деятельности и в перспективе. А именно:

Планирование деятельности и контроль исполнения. А также сплочение команды вокруг цели.

Рациональная расстановка и распределение работ между членами команды. Мотивация деятельности всех членов команды.

Обеспечение необходимыми ресурсами.

Планирование

Процесс создания комплекса согласованных между собой действий — это планирование. И планирование работы всей команды – прерогатива именно руководителя. К планированию относится как определение стратегических целей, так и формирование всего ряда тактических задач. Напомним, что одно из отличий команды от другой формы объединения – наличие общей цели. Поэтому отличие руководителя команды – не навязывать коллегам цели «сверху», а, договорившись о единой цели, суметь спланировать деятельность так, чтобы она вела к достижению этой самой цели.

Цель футбольной команды – победить, то есть забить как можно больше мячей в ворота противника. Поэтому лидер (в данном случае это тренер) продумывает различные комбинации, при которых команда может победить.

Контроль

Кто не контролирует – тот не интересуется достижениями своих сотрудников.

Для чего нужен контроль?

Во-первых, он дает представление руководителю и команде о реальном выполнении плана. Во-вторых, выявляет «узкие места» и возможности их преодоления, а также возможные и ожидаемые помехи. В-третьих, дает оценку характера взаимодействия с другими командами. А в-четвертых, дает возможность получение обратной связи (или оценки) от членов команды и руководителя.

Контроль включает в себя:

Проверку
Отчетность
Оценку

Проверка – это процесс, осуществляемый руководителем. Отчетность – членами команды перед руководителем и друг перед другом. Естественно, в зависимости от стадии развития организации и многих других условий, формы и виды отчетностей могут быть разными. Оценка – обязательная составляющая контроля, и ее дает руководитель.

Иначе как сотрудник поймет, правильно он делает или нет?

Расстановка и распределение работ

Функция руководителя – учитывая профессиональные качества и личностные особенности распределить работу так, чтобы каждый делал свой кусочек.

И из этих кусочков, как из мозаики, складывается вся деятельность этой команды. Иначе может получиться, что кто-то делает не свою работу, или же работы дублируются.

Особенность этого пункта такова. Зачастую распределяться начинается именно работа.

Ты стоишь на воротах, ловишь мячи, ты – в обороне, а ты выводишь противника из нашей зоны.

По сути — верно. Но не совсем так. Распределяться должна не работа, а ответственность. И это еще одна особенность командной работы. В рабочем коллективе кто несет ответственность? Правильно, руководитель! В команде каждый несет ответственность за выполнение своей части работы. А руководитель отвечает, как сказано было выше, за нормальное функционирование команды.

Поэтому ты несешь ответственность за пропущенные мячи, а ты за то, чтобы противник не подобрался к воротам!

Как раз личная ответственность и становится мотивацией работы в команде.

Обеспечение ресурсами

В качестве ресурсов могут быть как конкретные инструменты, так и знания, навыки, технологии работы, то есть нематериальные вещи. Задача руководителя – найти, раздать, помочь усвоить и принять. И следить, чтобы в наличии всегда было.

И вратарь, по сути, не ответственен за то, что сзади него нет ворот!

И это все, чем должен заниматься руководитель. А не делать за других их работу. Руководитель нужен для того, чтобы руководить, координировать, организовывать. И, конечно же, видеть, планировать перспективу и расширять горизонты.

Один мудрый человек (кстати, управленец), сказал: «Хороший руководитель определяется количеством свободного времени, которое он может использовать на развитие своей компании!»

Ольга Полещук. Директор тренингового центра «Команда». Тренинг-консультант. Эксперт по вопросам формирования, управления и развития команд.

Вместе к успеху!

Печать Печать