Тенденции развития рынка тренинговых и консалтинговых услуг

23-24 июня я имела честь принять участие в VIII-й Конференции консультантов и тренеров, которая проходила в славном городе Санкт-Петербурге. Какие основные направления и тенденции на данный момент присутствуют и активно развиваются на российском рынке тренинговых и консалтинговых услуг, читайте в этой статье.

«Золотая коллекция» тренингов

В ведущую десятку самых востребованных тренингов входят следующие темы:

1. Продажи

2. Искусство переговоров

3. Формирование команды

4. Презентации и ораторское мастерство

5. Управленческие тренинги: лидерство, менеджмент

6. Управление проектами

7. Управление временем

8. Маркетинг: стратегия и тактика

9. Качественный сервис и лояльность Клиентов

10. Эффективнее закупки

Больше компаний, меньше фрилансеров

Рынок тренинговых и консалтинговых услуг пять лет назад был наполнен волной появления фрилансеров – свободных тренеров. Они более мобильны, гибки в подходах к работе, в ценообразовании. И, зачастую, стоимость услуги свободного тренера на несколько порядков ниже цены, которую предлагает консалтинговая компания.

Сейчас ситуация меняется кардинально. В такой жестокой конкуренции оставаться свободными могут только серьезные профессионалы с именем. Да и они понимают, что компания – это гарантия надежности и качества. Клиенты в большинстве своем предпочитают работать именно с тренинговыми и консалтинговыми компаниями.

Узкая специализация тренинговых компаний

Количество тренинговых компаний, предлагающих широкий спектр программ, растет с огромной скоростью. Любой психолог, прочитав книжку по продажам, начинает предлагать тренинг продаж близлежащим организациям. Доверие к такой массовости у потенциального клиента начинает падать, заказчики перестают верить компаниям-клонам.

Поэтому тенденция клиентского взора и выбора на данный момент останавливается на тренерах и организациях, занимающихся обучением и консалтингом, которые являются специалистами, экспертами в какой-то области, изучают ее, исследуют, и, соответственно, обладают более глубокими знаниями по своей теме и досконально в ней разбираются. Количество специализированных заказов повышается, тренинговая компания становится еще и практическим специалистом в своей области. В качестве примера – центр «Организация времени» Глеба Архангельского.

Понижение цены на тренинги продаж

Руководители не хотят платить большие деньги за обучение тех сотрудников, которые через полгода могут благополучно уйти из компании: продавцы, официанты, менеджеры по работе с клиентами, администраторы. Потому тенденция такова, что стоимость базовых тренингов по продажам, качественному обслуживанию, сервису, деловому общению сильно падает. Исключение составляют программы, составленные под специфику и проблемы компании.

По этой же причине стало наиболее актуальным полудистанционное или дистанционное обучение. Когда сотрудника обучает либо программа, либо штатный тренер. И большее время обучения занимает решение практических задач и работа с электронными тренажерами.

Тренинги «под Заказчика»

Череда базовых и классических тренингов прошла. Более-менее приличная компания сама в состоянии передать своим сотрудникам основные знания и навыки, не прибегая к помощи внешнего провайдера. Актуальными для клиентов сейчас становятся все более специализированные программы обучения. Их можно поделить на две категории: отраслевые и адаптированные.

Отраслевые программы предполагают учет отрасли, в которой работает компания. Например, тренинги качественного обслуживания для сотрудников гостиниц и ресторанов, навыки презентации сотовой связи, особенности работы с клиентами в банках, маркетинг финансовых и банковских услуг, управление проектами загородной недвижимости и другие.

Адаптированные тренинги построены на достаточно глубоком изучении специфических особенностей данной компании, ее организационной системы, ее уровнем развития и тех проблем и задач, с которыми она в данный момент сталкивается. Сюда также можно отнести тренинги, сделанные под конкретную задачу. Например, переговоры о дебиторской задолженности, установление контакта во время первого телефонного звонка.

Естественно, такие программы на порядок дороже, зато предполагают точечное воздействие и, соответственно, гораздо более высокую эффективность и отдачу.

Абонентское обслуживание

Все чаще организации, выбрав одну тренинговую компанию, заключают с ней договор об абонентском обслуживании на длительное время. В такой форме сотрудничества существует масс плюсов.

Экономически выгодно – абонентское обслуживание дешевле примерно на 20-30 %. При этом, если между компаниями есть доверие, то в трудные времена можно договариваться об отсрочке платежа за услуги.

Вторым важным плюсом является то, что команда тренеров и консультантов, работающая с организацией хорошо изучает все ее особенности, и программы становятся более адаптированными.

Спрос растет!

Так или иначе, тенденция такова, что спрос на услуги тренинговых и консалтинговых компаний неукоснительно растет. Если раньше основными заказчиками были крупные и средние компании, то сейчас, помимо них, в бизнес-обучении нуждаются и небольшие компании, и отдельные личности. И при этом клиент становится все более разборчивым и более требовательным, а рынок тренинговых и консалтинговых услуг все более профессиональным. И это радует!

Ольга Владимировна Полещук.

Директор тренингового центра «Команда». Тренинг-консультант. Эксперт по вопросам формирования, управления и развития команд.
Вместе к успеху!

Печать Печать