В настоящее время от руководителей предприятий малого и среднего бизнеса в адрес бизнес-тренера все чаще поступает заказ на построение команды (или teambuilding).
Предприятия, насчитывающие более 6 – 7 человек персонала и при этом не имеющие строгой иерархической армейской структуры крупных заводов, как правило, нуждаются в командной форме взаимодействия и построение комплекса организационной культуры, основанном на командных принципах. Вот основные параметры, отличающие команду от группы сотрудников:
- общая цель, принятая всеми,
- личная и коллективная ответственность,
- распределение профессиональных ролей,
- доверие,
- конвенциональность,
- прозрачность (открытость) коммуникаций
Команда, наделенная такими параметрами, способна работать продуктивно, целесообразно, своевременно при решении разнообразных задач в изменяющихся условиях деловой среды.
Другой часто встречающийся заказ от руководителей предприятий – это сплочение коллектива и/или формирование лояльности. В практике встречаются и конкретные задачи: построение управленческой команды, создание проектной команды под конкретную задачу, формирование лояльности к бренду и др.. Такое разнообразие задач вызывает необходимость в специальных по формам и направленности формирующих психотехнологиях командообразования.
Ниже представлена типология технологий командообразования по нескольким основаниям.
ПО ЦЕЛЯМ:
- Создание рабочей (проектной) команды, собственно командообразование.
Специфика: основная специфика данного тренинга заключается в фокусировке на конкретной ситуации: специалистах, составляющих будущую проектную команду, цели, условиях. Параметры команды, такие как ролевая структура, конвенциальность и другие, формируются с учетом личностных и профессиональных особенностей участников. С помощью предварительной комплексной диагностики на уровне личности, группы и организации, консультант может предложить те или иные роли каждому участнику будущей команды или предложить процедуры, выявляющие ролевую предрасположенность для группы (ролевые игры, кейсы). Также в ходе тренинга (или, точнее в данном случае, семинара – тренинга).
Разрабатываются конкретные правила и нормы взаимодействия, которыми в дальнейшем будет руководствоваться проектная команда. Может быть задана конкретная цель, распределена ответственность. На тренинге отрабатываются командные навыки, умения в заданной ситуации.
При построении управленческой команды действует фактически та же специфика. В отличие от проектной, управленческая команда обладает более емкой целью, что предполагает большее разнообразие навыков и знаний.
Формы: семинар–тренинг, инновационный семинар, игровые процедуры, дискуссии, элементы веревочного тренинга, вербально-логические задания – проводятся, как правило, в тренинговом зале со стандартным оборудованием.
Оптимального количество участников: число Миллера 7 +/- 2 (величина, соответствующая среднему объему внимания человека).
- Формирование навыков командной работы.
Специфика: в отличие от предыдущего направления командообразования, формирование навыков работы в команде рассчитано на специалистов, которым необходимо работать в командном режиме в различных составах участников. Например, управленцы, чья задача создавать и возглавлять проектные команды, или работники, перемещающиеся по филиалам предприятия. Таким специалистам необходимо обладать универсальными принципами командной работы в независимости от персонального состава команды. Следовательно, работа по формированию таких универсальных навыков строится с акцентом на принципы и технологии командной формы взаимодействия вне зависимости от конкретной ситуации. Здесь требуется диагностика на уровне организации. Уровень личности и группы не требует глубокой предварительной диагностики.
Формы: аналогичные предыдущим. Уменьшается доля семинарских и игровых процедур, возрастает доля тренинговых процедур. – проводится, как правило, в тренинговом зале.
Оптимального количество участников: кратное 10 — 15, из расчета одной или нескольких рабочих групп по 10 — 15 человек.
- Формирование сплочения коллектива
Специфика: используется для знакомства, уменьшения коммуникативной и физической дистанции между сотрудниками организации. актуально в первую очередь для организаций с большим коллективом, работающим в разных отделах, подразделениях, филиалах; работающих в условиях, не позволяющих устанавливать контакты на личном уровне. Соответственно, основная задача такого тренинга – игры – это на эмоциональном, коммуникативном и физическом уровнях уменьшить дистанцию взаимодействия, запустить групповую динамику.
Формы: тренинг, сценарная игра, элементы веревочного курса – как правило, проводится на открытом пространстве.
Оптимальное количество участников: 15 – 50 человек.
- Формирование лояльности к организации и бренду
Специфика: формирование положительного эмоционального фона в привязке к организации и бренду. Необходимо во время игры – тренинга смоделировать совместные действия коллектива или группы специалистов, направленность которых будет непосредственным образом касаться значимых атрибутов организации (бренд, символика, персоналии). Закладывается сплочение посредствам организационных атрибутов.
Формы: аналогичные предыдущим. Как правило, проводятся на открытом пространстве.
Оптимальное количество участников: 15 – 50 человек.
ПО ФОРМАТУ:
- Павильонные тренинги (тренинговый зал)
Описание: основной акцент в павильонном семинаре – тренинге делается на групповую выработку, осознание, принятие принципов, правил, норм командного взаимодействия. Тренинговые этапы позволяют актуализировать неучтенные параметры.
- Open space – тренинги (тренинги на отрытом пространстве, уличный, ландшафтный тренинг),
Описание: такой формат позволяет работать с большой группой людей (в наше практике максимальное количество участников доходило до 300 человек), позволяет использовать разнообразное оборудование и природный ландшафт. Основной психотехнический эффект строится на преодоление, эмоциональном фоне, возможностью взаимодействовать и решать поставленные тренинговые задачи в меняющемся составе участников. Тренинги на открытом пространстве, безусловно, более разнообразны по использованию технологий (этапов командообразования), при этом предполагают в меньшей степени рефлексию и фиксацию результатов, чем в павильонном варианте.
ПО ТЕХНОЛОГИЯМ:
- Веревочный курс (3 уровня) – в качестве основных этапов используются задания с веревками, например, совместное завязывание узла, преодоление барьеров, выход или размещение в замкнутом пространстве и т.д. В стандартном варианте, веревочный курс – это поочередное выполнение этапов.
1. наземные.
Описание: распространенные этапы — «узел», «лабиринт», «плот», «петля», они могут использоваться как в павильонных, так и открытых форматах, обслуживают любую цель командообразования. Этапы легки в подготовке и обслуживанию, не требуют особых условий для проведения. Как правило, рассчитаны на группы в 7 – 10 человек при одновременном прохождении.
2. средние.
Описание: распространенные этапы – «канатоходец», «параллельные веревки», «лиана», «синхронный прыжок». Применяются на открытом пространстве, т.к. требуют определенных условий. Для подготовки таких этапов используются деревья, ландшафт местности. При этом, «средние веревки» не требуют страховки и обслуживаются небольшим количеством людей. Этапы могут быть модифицированы под различные по количеству группы.
3. высотные (экстремальные)
Описание: распространенные этапы – «воздушная тюрьма», «прыжок к мечте», «тарзанка», «горка – сетка». Применяются на открытом пространстве, т.к. требуют определенных условий. Высотные этапы, как правило, требуют страховочного оборудования и технически обслуживаются альпинистами. Это трудоемкие для подготовки и проведения этапы, при этом эффект преодоления и яркий эмоциональный фон создаются наиболее полно.
4. вербально-логические, креативные
Описание: этапы этой категории построены на решение интеллектуальных задач, групповых дискуссиях, совместной выработке решений, создание командного творческого продукта. Распространенные задания – «фермеры», «муха», креативные загадки. Эти этапы не требуют физической активности и являются альтернативой веревочным технологиям, когда требуется смена жанров, или если специфика группы не позволяет использовать последние.
5. сценарные игры (легенда)
Описание: основной принцип таких игр – наличие сценария – легенды, по которой выстраивается сюжет и логика прохождения этапов. Часто сценарий предполагает постепенное объединение изначально разрозненных групп, позволяет вырабатывать и использовать принципы командной работы, создавать сплочение и лояльность в различных составах по принципу укрупнения. Сценарные игры часто включают как веревочные этапы, так и вербально-логические, креативные задания. Существует определенная логика и взаимосвязь между этапами, что превращает игру в увлекательное приключение, задействуется командное мышление, т.н. групповой интеллект. Нами (группой соавторов) разработаны авторские сценарные игры: «Код Нострадамуса», «Охота», «Прокачай героя», «Города грехов», «Секретная лаборатория».
ПО МЕХАНИЗМАМ:
- Соревнование: принцип соревнования предполагает сплочение группы как противостояние угрозы со стороны внешней среды (другой команды). Как правило, в тренингах, использующих соревнование, предусматривается объединяющий финал.
- Объединение: противоположенный предыдущему принцип. Сплочение группы происходит благодаря совокупности процессов, таких как уменьшение физической и коммуникативной дистанции, совместное преодоление, достижение общей цели.
В практике работы бизнес-тренера, ведущего тренинга командообразования, как правило, используются комплексные программы, включающие все или большинство приведенных типов технологий. Это связано с комплексной задачей и сложной групповой структурой.
Тренинги командообразования в широком понимании являются одними из сложнейших по технологиям, которые присутствуют в арсенале тренинг–консультанта. Именно поэтому подготовка ведущего тренингов командообразования – это отдельная дополнительная работа, где как раз подробно и изучаются данные технологии.
Фаерман Михаил Исаакович
Кандидат психологических наук
Преподаватель кафедры консультационной психологии
Вместе к успеху!