В предыдущих статьях было много внимания уделено теории организационного конфликта: понятие конфликта, признаки, по которым можно судить о его наличии, анализ и стратегии поведения.
Здесь я расскажу вам о тренинге управления конфликтом как методе и профилактики, и непосредственного разрешения конфликтных ситуаций.
В зависимости от целей можно выделить несколько направлений тренинга управления конфликтом.
Конфликтология
Представляет из себя теоретически-практический тренинг. В нем даются самые общие и базовые представления о конфликте: типы, источники, протекание, анализ ситуации, стратегии поведения. Среди отрабатываемых навыков будут: умение распознавать приближение конфликта, определение типа конфликта, анализ конфликта, знание и ориентировка в поведенческих линиях.
Необходим, в первую очередь, тем сотрудникам, чья деятельность связана непосредственно с другими людьми.
Например, для тех, кто работает с дорогими и любимыми клиентами вашей компании.
Тренинг по конфликтологии носит профилактический характер, а также дает людям понимание, осознание того, что происходит в их реальной деятельности.
И он уже может отличить конфликтную ситуацию от раздражения по поводу плохого настроения клиента. И умеет правильно себя вести в той или иной ситуации.
Управление конфликтами
Такой тренинг может быть узко специализированным.
Например, управление конфликтами в продажах, переговорах. Или как составляющая управленческого тренинга.
На этом тренинге помимо стратегии даются тактические приемы и методы, причем каждый из приемов отрабатывается на уровне навыка. Тактику можно разделить на жесткую и мягкую. Мягкая тактика применяется на начальных стадиях, жесткая в случае, если оппонент не идет на разрешение конфликта, а ваши цели при этом очень для вас актуальны.
В зависимости от группы слушателей на тренинге по управлению конфликтом разбираются типовые или частные ситуации. И не только разбираются, но и разыгрываются участниками. Очень хорошо, если тренинг будет построен таким образом, что по его окончанию каждый мог, применяя полученные навыки, «выкрутиться» из игровой конфликтной ситуации и достигнуть своей цели.
Для этого одни и те же ситуации можно разыграть в начале и в конце процесса.
Разрешение конфликтов
Данная тема актуальна при наличии реального конфликта в организации. Суть тренинга заключается в том, что конфликтная ситуация разбирается и разрешается прямо на тренинге. Данная процедура часто бывает очень болезненной и неприятной, однако катализирует все процессы, связанные с конфликтом и при грамотном профессиональном подходе ведет к вскрытию и разрешению ситуации.
Такой тренинг необходимо проводить при наличии внешнего тренера-фасилитатора, умеющего работать с ситуацией «здесь и сейчас». Свой консультант, как вы понимаете, будучи лицом вовлеченным, не может объективно воспринимать реальность.
Такого рода тренинги хорошие руководители часто проводят у себя в кабинете, когда приглашают двух или более «зачинщиков» и не выпускают до тех пор, пока те не договорятся.
Тренинг по разрешению конфликтов – это не единоразовое мероприятие, оно подразумевает некую систему с постоянным контролем за ситуацией. Естественно, нет необходимости организовывать это по любому пустяку – опытный руководитель и сам справится. Данная работа возможна при затяжном и угрожающем конфликте, в который вовлечены либо ключевые фигуры организации, либо большое количество людей.
Этой статьей я официально хочу закрыть тему управления организационными конфликтами здесь. Но не хочу закрывать ее в своей работе, потому что вижу, как часто и сотрудники, и руководители привыкли жить и работать в постоянной конфликтной ситуации, напряжении и стрессе. И все потому, что или не знают, или не умеют строить конструктивные процессы сотрудничества. А ведь это возможно!
Вместе к успеху!