Управление организационными конфликтами: профилактика

Прежде чем перейти к такой серьезной теме «Как управлять конфликтами» как ответ на извечный вопрос «Что делать?» хочется обратить внимание на методы профилактики конфликтных ситуаций в коллективе. Ведь профилактика эффективнее, чем лечение.

Доверяйте ощущениям

В одной из статей мы рассматривали, какие сигналы говорят о наличии конфликта в коллективе. Это кризис, напряжение, дискомфорт и инцидент. Если вы чувствуете, что что-то не так, лучше проверьте ситуацию. Понаблюдайте, поговорите с людьми. Ведь в каждом коллективе есть свое «сарафанное радио» — замечательные люди, которые в курсе всех неурядиц.

Ответственный за конфликты

В небольших организациях есть смысл сделать специального человека, который будет нести дополнительную ответственность за разбор и решение конфликтных ситуаций. В моей практике такие меры приносили свои плоды. Во-первых, с руководителя эта обязанность автоматически снимается, и он может стать либо консультантом в этих вопросах, либо в редких случаях судьей действительно серьезных вопросов. Этот человек может решать как межличностные конфликты, так и конфликтные ситуации с клиентами.

· Как вариант – сделать дежурного по конфликтам. Многие, пройдя через такую «работку» потом сами почему-то реже прибегают к конфликту как способу общения

Живое общение

Общайтесь напрямую с сотрудниками, не через их непосредственных начальников хотя бы изредка. А лучше, если это станет привычным ритуалом. Пусть они расскажут, что их не устраивает, чем они недовольны, что хотели бы изменить. Тогда не будут эти недовольства бродить долгое время, вызывая вспышки возмущений, стычек и других нелицеприятных ситуаций.

· Один из Ярославских руководителей поделился со мной отличной методикой. За глаза ее называют «Расстрел директора». Собираются все сотрудники. Перед ними садиться директор. Дается ограниченное количество времени (минут тридцать), за которое все могут высказывать свои недовольства, обиды и пожелания. Директор слушает, все записывает и потом принимает меры. Главное, чтобы меры все-таки принимались. Иначе верить на третий-четвертый раз уже не будут. Да и личностные качества руководителя при такой методике должны быть на высоте.

Научите конфликтовать

Есть множество замечательных книг, семинаров и тренинговых программ по конфликтологии. Обучите своих сотрудников вести себя в конфликтах, применять верные стратегии, избегать провокаций, грамотно критиковать и дискутировать вместо спора. Может, просто люди по-другому не умеют? А мы от них требуем.

· Наблюдала как-то раз разговор генерального директора со своим замом. Заместитель жаловался, что подчиненные не выполняют его авторитарных требований по отношению к работе. На что генеральный предложил: «А ты их попроси». Заместитель ошарашено спросил: «Как это?»

Тренинги командообразования и корпоративного сплочения

Любой тренинг командообразования несет в себе уникальные функции, такие как: вскрытие существующих и начинающихся конфликтных ситуаций, обучение бесконфликтным способам взаимодействия, осознание реального отношения людей друг к другу, снятие негативных переживаний и объединение людей, налаживание доверительных отношений.

· На одном из тренингов мне пришлось полностью изменить программу, приостановить действо, так как люди стали очень активно проговаривать накопившееся годами(!) неудовлетворение. К счастью, руководитель оказался очень мудрым и не стал настаивать на продолжении тренинга, и мы вместе смогли прояснить ситуацию, разобраться с причинами и принять решение, которым были довольны все.

Личный пример

Если руководитель сам ведет себя бесконфликтно, умеет грамотно управлять конфликтной ситуацией и тому же учит сотрудников, он смело может ожидать, а в некоторых случаях и требовать, чтобы любые инциденты решались спокойно и конструктивно. Удачи вам!

Вместе к успеху!

Печать Печать