Попробуйте подобрать некие аналоги, ассоциации к слову «конфликт». Что получается? По моему опыту чаще всего люди ассоциируют конфликт с чем-то неприятным: ругань, раздражение, противоборство, обидно, разрыв отношений, плохое настроение. И почему-то редко делают аналоги с разрешением ситуации, прояснением позиции, переход на новый уровень.
Большинство из нас привыкли, что конфликт – это поражение, стресс, и поэтому мы стараемся обходить конфликты, не допускать их. Тем более в производственной сфере. Но ведь конфликт – это один из естественных форм общения между людьми. Ведь по сути – что такое конфликт? Это когда у двух (или более) сторон появляются противоположно направленные мнения, цели, интересы.
Поэтому в деловом общении есть такое понятие, как управление конфликтом. Что есть управление? Это знание и понимание неких закономерностей конфликта, умение анализировать и управлять конфликтной ситуацией и нахождение путей решения. Результатом неумения управлять конфликтами могут стать: затянувшееся недовольство сторонами друг другом и отсюда снижение мотивации сотрудников и их уход из компании, разрыв партнерских отношений, кардинальное расхождение целей участников деятельности, отражение на имидже и организационной культуре, повышение количества стрессовых ситуаций и ухудшение психологического климата в коллективе.
Давайте для начала попробуем разобраться, какие признаки сигнализирую нам о присутствии конфликтной ситуации. Так кА из-за неумения управлять конфликтами, или из-за собственной безопасности мы стараемся «обходить острые углы», не провоцировать разрастание конфликта. Проще говоря, замалчиваем.
Напряжение
Вроде все в порядке, внешние формы взаимоотношений сохраняются прежними и ситуация выглядит вроде как ни в чем не бывало. Однако чувствуется напряжение. Взаимоотношения между участниками конфликта становятся источником беспрерывного беспокойства. Это же наблюдают и чувствуют все окружающие люди. Ситуация в любой момент может перерасти в конфликт.
Хотите вы того или нет, но в процесс втягивается большое количество людей. При этом напряжение может неделями, месяцами, а то и годами. Такое часто можно наблюдать в отдельно взятом отделе. Или происходить между сотрудниками.
Кризис
Во время кризиса, то есть обострения, участники конфликта начинают явное воздействие друг на друга. Это может выражаться в оскорблениях, ругани, открытых бойкотах, нападках на личность, разрывах отношений. Люди на какой-то момент теряют контроль над своим поведением и переходят границы допустимых норм.
Можно списать это на усталость или какие-то неприятности. А можно отследить и сделать вывод о том, что здесь присутствует конфликт, который участники не хотят решать.
Дискомфорт
Если напряжение – это скорее ощущение от внешней ситуации, то дискомфорт – внутреннее состояние, от общения, например, с определенным человеком (или группой людей). Скорее всего, это признак того, что с вами не согласны, но вслух претензии и требования почему-то не высказываются. Ощущение дискомфорта тонкое и интуитивное. Если научиться вовремя распознавать это состояние, чтобы повлиять на ситуацию и прояснить позиции, и напряжение, и кризиса, тем более, можно избежать.
Инцидент
Инцидент может быть случайным, а может быть закономерным. Когда в одну и туже ситуацию инцидента вы попадает с одним и тем же человеком, вполне вероятно, что вы находитесь в состоянии скрытого конфликта.
Например, во время переговоров, которые вы ведете со своим напарником, каждый раз оказывается, что мнения-то у вас с ним разные, и вы начинаете спорить прямо при клиенте. А так – у вас нормальные отношения.
Говоря о признаках и сигналах конфликта, можно добавить, что, наверное, не стоит становиться слишком подозрительным и во всем искать конфликт. Часто причиной может стать личная неудовлетворенность сотрудников, плохое настроение, болезнь или проблемы. Однако умение наблюдать за своей компанией и ее людьми с этой точки зрения, анализировать происходящее, поможет вам вовремя принять меры, раскрыть ситуацию, решить ее. А значит, избежать очередной проблемы. Честь и хвала тем руководителям, которые не только не создают конфликты, но и умеют их решать. Об этом в следующих статьях.
Вместе к успеху!