- Тренинговый центр Команда - http://komandatrening.ru -
Мотивация тонусом
Вы замечали в жизни моменты, когда у человека вдруг появляется некий толчок начать что-то делать, либо продолжить начатое, невзирая ни на что, даже вопреки своему желанию? Этот состояние называется тонусом. И, если хорошо подумать и понаблюдать за эффектом тонуса, то им можно управлять. В том числе, тонусом можно мотивировать людей.
Например, женщина может «забыть» про свою болезнь, а то и вовсе исцелиться в неимоверно короткие сроки, если ей необходимо позаботиться о своем ребенке или муже? Или уставший человек, который еле добирается до дивана, оживляется, зажигается, если кто-то вовлекает вдруг его в интересную или больную тему для разговора. Пытающиеся состариться и уйти на покой родители, переехав из квартиры в частный дом, забывают про свои болезни и хандру и начинают активно копать грядки, строить баню и перестраивать дом в шикарный коттедж.
Этот состояние называется тонусом. И, если хорошо подумать и понаблюдать за эффектом тонуса, то им можно управлять. В том числе, тонусом можно мотивировать людей.
Руководители, наблюдая за своими подчиненными, видя их спады и подъемы в работе, постоянно думают, как бы сделать так, чтобы люди постоянно находились в тонусе? Чтобы работали они весело, с интересом и энтузиазмом, а не из-под палки – лениво и тускло.
Давайте попробуем разобраться, какие есть методы воздействия, которые помимо известного сока, вызывают в работниках эффект тонуса
Когда у человек есть идея – он готов днями и ночами носиться с нею, находить пути для ее реализации. Если сотрудник может не только генерировать идеи, но у него есть возможность для ее реализации – то под соусом этой идеи он может сделать большое количество работы. Самое главное – чтобы все идеи были связаны с деятельностью, и направлены на решение рабочих задач. В книге Тревора Мерридена «Бизнес путь: Nokia» описывается философия отношения компании к идеям своих сотрудников. Каждый из них от простого менеджера до директора поощряется не только за новые идеи, а также за то, что человек готов брать ответственность и проводить эксперименты, воплощая идеи в работу. А если вам кажется, что работники не способны на рождение гениальных идей, попробуйте проведите хотя бы одну из креативных процедур, например, «мозговой штурм» или методики по системе ТРИЗ.
Вся трудовая деятельность строится на планах и их реализации. Но далеко не все планы принимаются сотрудником как личные. Скорее, они придуманные и навязанные кем-то свыше. А вот когда у человека есть свой план, да еще с хорошим стимулом в конце его реализации, например, деньги, почет и уважение, победа! Да еще с отличным мотивом в процессе, например, азарт соревнования, интересное задание, свобода в действиях! Тогда вместо постоянного ощущения, что он кому-то что-то должен, человек носится с согревающим тонусом внутри.
Присутствовала на еженедельной планерке отдела продаж. Вся планерка состояла в том, что не выспавшиеся менеджеры почти час слушали бравадные речи коммерческого директора о необходимости и путях выполнения плана отдела. Я предложила товарищу начальнику к следующей неделе организовать выступления менеджеров со своими лично продуманными и лично написанными планами. Состояние людей на следующей планерке напоминало первую стадию алкогольного опьянения: возбужденность, блеск в глазах, повышенная активность и желание перевернуть мир.
Человек постоянно сравнивает себя с другими людьми, такова уж его сущность. И, если в процессе какого-то занятия вы с кем-то соревнуетесь, то ваш внутренний тонус заставляет вас делать все быстро, красиво и эффективно. Кому охота быть хуже? Но при этом соревнование – дело тонкое. Как в любви – до ненависти один шаг. Поэтому, если тонус в своих сотрудниках вы решили таки образовать в форме борьбы, то соблюдайте три правила соревнований. Первое правило – соревнование не должно быть длинным и затянутым по времени. Пятилетки прокатывают (да и то спорный вопрос) лишь в больших форматах государства. Месяц, квартал, полугодие – не больше. Второе правило – не больше трех критериев оценки. Лучше два или один. Объем так объем. Глубина так глубина. Высота так высота. А то и быстро и красиво и чтобы все при этом улыбались? Третье правило – победитель должен быть награжден. Сотрудники в тонусе, дело делается. Главное – выберите правильный ориентир!
Все новое вызывает интерес. Именно поэтому самые рейтинговые телевизионные программы – бессменно новости. Человека, который постоянно приносит новости, всегда ждут. При его появлении все оживают и просыпаются. Когда в работе появляется новое, например, новые вещи, новые люди, новые задания, новые конкуренты, новые цвета стен в офисе – это вызывает тонус. Исходя из этого, опять правила. Первое правило – научитесь сообщать людям новости. В специально отведенное время (лучше в конце недели, чтобы всю неделю они были в тонусе), не спеша, торжественно и загадочно. Приучите их ждать времени выхода новостей, и научитесь сами терпеть, не сообщая о новостях кому по секрету, кому во время перекура, кому просто по ходу. Второе правило – вносите постоянно элемент новизны. Чувствуйте время, когда он необходим, когда его уже ждут и хотят. Что это будет? Решать вам.
Удивительный эффект описала в своих работах психолог Блюма Вульфовна Зейгарник, который и назван был ее именем – эффект Зейгарник. Суть его в том, что человек испытывает напряжение, когда какая-то задача незавершенна или прервано было ее выполнение. Он отлично запоминает все тонкости и условия задачи, пока дело не сделано. На этом эффекту основаны сериалы: «Что будет дальше – вы узнаете в следующей серии». Этот эффект можно наблюдать во время экзаменов – мы постоянно думаем над предметом сдачи. Как только задача решена, экзамен сдан, сериал закончился, мы начинаем забывать (эффект Лисснера). Напряжение уходит, тонус умирает.
Если честно, я пока сама не до конца изучила возможности управлением этим эффектом. Но, наблюдая, например, за своими сотрудниками вижу, что отказавшие клиенты очень долго не дают им спать и вызывают периодически фонтаны потрясающих идей по поводу способов повышения лояльности и возврата. Так что если у вас вдруг появятся реальные примеры применения эффекта Зейгарник – сообщайте!
И напоследок, хочется обратить ваше внимание, что тонус может носить как положительный, так и отрицательный характер. Люди, которые часто меняют место жительство, находясь постоянно в окружении нового – в конце концов устанут от тонуса. Те, кому день ото дня приходится соревноваться и бороться с кем-то часто просто опустошаются и теряют азарт. Вывод: людям помимо тонизирования нужно расслабление. Тонус в мотивации – это хорошо продуманный инструмент, к тому же вовсе не единственный. И еще одно хорошее правило. Тонус руководителя при мотивации тонусом обязателен!
Ольга Полещук