Самые частые жалобы руководителей относительно персонала – никто ничего не хочет делать, сотрудники работают из-под палки, ответственность либо просто брать не хотят, либо нести не умеют. Тема актуальная, насущная, несущая в себе различные методы мотивации и активации персонала. Но сегодня мне бы хотелось поделиться с вами более редким, я бы даже уточнила – менее массовым – феноменом.
Я говорю о сотрудниках, берущих на себя слишком много. Он может работать на любом уровне – от простого оператора call-центра до топ-менеджера. Среди врачей и учителей этого тоже предостаточно. Его отличительные черты: высокая, буквально беспредельная работоспособность, неуемная энергия, несомненная лояльность, отличный таймменеджмент, умение делать несколько дел одновременно. Когда руководитель предлагает какой-то проект или задание, ему непременно хочется в этом участвовать. Его фигуру можно заметить везде где угодно – все ему интересно, до всего есть дело. И что руководитель? Да он рад безумно, потому что дела-то делаются, деятельность бурлит! И что в итоге? Этот человек, берущий на себя слишком много, зачастую выполняет функции трех, а то четырех должностей.
Зачем им это надо?
Если разбираться с мотивами таких сотрудников, то здесь можно увидеть много вариантов. Некоторые из них просто реализуют себя, чтобы жизнь не была скучной или одинокой. Потому как жертвуют они личным временем, и, к сожалению, личной жизнью. Очень часто такой человек не имеет ни семьи, ни детей. А если имеет, то таким образом он как бы отгораживает себя от проблем, лежащих на пыльном складе его жизни. Вторая причина, не менее частая – трудоголизм. Один раз начав, он, как наркоман, уже не может спрыгнуть и требует все большей и большей дозы. Третий случай – неуемное желание контроля и власти, когда человек боится, если что-то будет происходить без его ведома. И когда он берет на себя все, что возможно, то ощущает себя пауком, к которому тянутся все ниточки. Иногда он даже и не осознает такой вот свой комплекс. Ну и четвертый мотив, который хочу назвать, это осознанное стремление профессионально расти и двигаться по карьерной лестнице. И вот это четвертый, наверное, единственный, который не вызывает никаких подозрений и опасений. Все остальные далеко не безобидны.
Встречая этот феномен, я часто замечаю, что между таким сотрудником и его непосредственным руководителем образуются странные отношения, которые я бы назвала симбиозом. Если помните из биологии, симбиоз – это взаимовыгодное сотрудничество. Руководитель просто сбрасывает на сотрудника все свои и не свои заботы, а сотрудник реализует по полной программе свои потребности. Так в чем же опасность?
Для сотрудника, берущего на себя слишком много
Во-первых, очень быстрое выгорание. Все мы знаем, чем кончают жертвы трудоголизма: стрессами, болезнями и психическими нарушениями. Во-вторых, зачастую это потеря своей квалификации, своей ниши, специализации и глубины. Он уже не работает на себя, а распыляется в разные стороны. В-третьих, это глубокие личностные проблемы, которые отразятся в будущем этого человека. Думаю, многие из вас встречали людей, которые либо запили, либо тяжело заболели, уйдя на пенсию. Потому что иллюзия востребованности, занятости и наполненности жизни одной лишь работой в какой-то момент тает как снег весной. И тогда наступает такая пустота…!
Счастье означает «с-частье», то есть гармония всех частей жизни: профессиональной, семейной, дружеской. А также саморазвитие, внутренний мир, увлечения и что-то еще.
Для руководителя
У известного управленческого консультанта Аркадия Пригожина в списке управленческих ошибок эта тоже имеет место: «Перегрузка лучших работников по принципу “грузить того, кто больше везет”». И все же, в чем опасность для руководителя?
Во-первых, на лицо демотивация других сотрудников. Они знают, что Вася все возьмет на себя, и перестают стараться сами. В результате просто наблюдают, как на пару с руководителем Вася делает все, что должно быть распределено между всеми. И потом вообще перестают дергаться. А, как известно, завести давно стоящую машину очень трудно. А если, не дай Бог, Вася заболеет или уволится?
Во-вторых, руководитель в какой-то момент может потерять власть, даже этого не заметив. И вот уже остальные сотрудники по любому вопросу идут не к нему, а к Васе. А уж как Вася будет решать вопросы, предугадать трудно. Того гляди, свое место можно потерять.
В-третьих, не получая обратной связи от других сотрудников, а пропуская всю входящую информацию глазами этого Васи, можно очень даже быстро уйти от объективной и системной картины происходящего в отделе или в секторе, которым ты руководишь. Все-таки, одна из профессиональных компетенций менеджера – это системное видение и стратегическое мышление. Чтобы идти верным курсом, необходимо несколько координат.
Для организации
Что главное для организации? Результат за счет эффективности всех процессов. А когда один человек вроде бы из экономии делает три работы, то все эти работы совершаются поверхностно. Чаще просто устраняются появляющиеся проблемы, нежели создается система для стабильного функционирования. Как часто секретарь занимается бухгалтерией и еще выполняет функции либо специалиста по рекламе, либо менеджера по персоналу. Или типичная российская привычка – делать руководителем отдела продаж не лучшего управленца, а лучшего продавца. Пусть он и объем продаж делает и остальными руководит. Ах да, еще и договоры с клиентами составляет и делопроизводство контролирует.
Ну и потом, если персонал в организации развивается кособоко, один сотрудник с огромной скоростью, а другие в замедленно-скандинавской манере, то это похоже на хромоту. Соответственно, вопрос, как далеко и как долго может двигаться хромая организация?
Ольга Полещук