В этой статье мы обобщаем практический опыт уже применяемых и вновь разработанных технологий комплексного подхода к управлению персоналом в контексте внедрения организационных новшеств.
Организационная действительность активно наполняется различной по направленности инновационной деятельностью. Новшества внедряются как во внутренние организационные процессы, так и на рынок товаров и услуг. Необходима организация специальной работы по принятию новых требований к профессиональной деятельности, к созданию системы внутрифирменного обучения, к построению новой системы взаимоотношений в организации. Психологические факторы сопротивлений новому довольно универсальны: они проявляются при изменении привычной среды, при необходимости большего психического напряжения, при возникновении возможного социального неодобрения (например, демонстрация своей некомпетентности) и др. Эти факторы с большой вероятностью возможны при обучение персонала или повышение требований, т.е. внедрение новых стандартов качества работы,
Система ОТР – менеджмент, разработанная и апробированная автором в работе с персоналом 4-х организаций малого и среднего бизнеса, является комплексной технологией управления персоналом при внедрение новых стандартов качества работы. В ее основе три этапа: оценка – тренинг – контроль результата (ОТР).
Принятие нововведения и его сопровождение можно представить в виде 3-х ступенчатого алгоритма:
актуальность нововведения (выяснение актуальности нововведения) –
представление нововведения (внедрение) –
контроль принятия (работа с реакциями: сопротивления или принятие).
Этот алгоритм можно рассматривать как обобщение частного случая. В техниках продаж (предложение нового (товара или услуги)) существует аналогичный алгоритм: выявление потребностей клиента – презентация предложения – работа с возражениями (как частный случай сопротивления). Такие аналогии мы объясняем общим психологическим процессом, обуславливающим реакции как в случае сопротивлений при покупке товара или услуги, так и в случае “покупки” (присвоения) какого-либо организационного новшества.
И, снова переходя от общего к частному, раскроем содержание системы ОТР – менеджмент. Эта система разработана применительно к персоналу торговых организаций, т.е. тех сотрудников, которые осуществляют непосредственное взаимодействие с клиентами, хотя может иметь и более универсальный характер.
Обозначим наиболее распространенные сферы профессионального применения данной технологии:
- консультанты розничных салонов
- торговые представители
- специалисты по личным продажам
- рекламные агенты и менеджеры
- Операторы — телефонисты
- Отдельно обозначим управленческие должности
Схема 1: трехуровневая система ОТР — менеджмент
ОТР – менеджмент (см. Схема 1) – это трехуровневая система, в которой первый уровень: оценка.
Оценка используется с целью диагностики специфики, сильных и слабых сторон в работе каждого конкретного специалиста или группы, на которую направлено дальнейшее воздействие. Нами рассматриваются три основные методики, каждая из которых удовлетворяет поставленной задаче и, при этом, имеет свои особенности.
- «Assessment center» (Центр оценки). Это довольно известная методика комплексной оценки навыков, умений и стиля поведения персонала, используемая, в том числе, и в качестве аттестационной процедуры. Мы не будем останавливаться подробно на описание этой и других методик. Дадим краткое определение /Центр психологической поддержки (С. Петербург)/: Ассессмент центр – это метод оценки персонала, основанный на моделировании ключевых моментов деятельности оцениваемого для выявления имеющихся у него профессионально значимых качеств. Ассессмент позволяет сотруднику или кандидату продемонстрировать полное многообразие его способностей в ситуациях, моделирующих его повседневную работу. Этот метод охватывает множество аспектов, поэтому может применяться в широком диапазоне профессиональной специфики. Мы применяем этот метод чаще в сфере личных продаж, моделируя взаимодействие специалиста, пришедшего к клиенту.
- “Mystery Shopping” (Таинственный покупатель). Также является широко используемой методикой исследования в области психологии и маркетинга. Она заключается в оценке качества обслуживания с помощью специалистов, выступающих в роли покупателя. Оценка производится на основании предварительно разработанных критериев, в соответствии с подробным сценарием поведения Покупателя /Компания “Социс”, Ярославль/. Мы применяем данную технологию для оценки продавцов – консультантов, работающих на местах (торговых залах)
- “Диагностическое интервью” (“личное интервью”: “структурированное” и “глубинное интервью”). Аналогично предыдущим методам, широко используется в области психологии, социологии и маркетинга. Можно выделить два типа личного интервью:
- интервью, проходящее по формализованной анкете
- интервью, проводимое по свободному плану или глубинное интервью.
Первый тип относится к количественным исследованиям, второй — к качественным. На практике два варианта комбинируются, т.е. используется структура интервью, а в случае необходимости идет углубление определенных вопросов. Вопросы в контексте ОТР – менеджмента могут касаться представлений сотрудника о специфике организации, своей роли в ней и др. Интервью в нашей практике используется чаще для диагностики управленцев (менеджерского звена).
Перечисленные методы, на наш взгляд, наиболее адекватно решают задачу первого уровня системы, но не являются единственно возможными.
Второй уровень системы ОТР – менеджмент – это тренинг. Тренинг направлен на выработку тех навыков и умений, недостаток (или неэффективность) которых был выявлен на предыдущем этапе. Т.е. это может быть тренинг эффективного делового общения, тренинг продаж или конкретных навыков, таких как установление контакта, презентация коммерческого предложения, работа с возражениями и др. В области управления персоналом это может быть целеполагание или лидерский тренинг и т.п. Перед началом тренингового этапа до персонала доводятся результаты оценки и раскрывается сущность системы ОТР – менеджмент.
Таким образом, уже на втором этапе благодаря общей системе мы решаем следующие задачи:
- фокусное воздействие, направленное на повышение качества профессиональной деятельности;
- формирование осознания своих сильных и слабых сторон;
- формирование мотивации на принятие нового: специалист осознает, что обучение направлено не на абстрактные навязанные сверху аспекты, а на конкретные необходимые именно в его работе навыки и умения, недостающие на данном этапе;
- формирование договорных отношений (норм) внутри профессиональной группы относительно нововведения;
- принятие консультанта, осуществляющего внедрение системы, как знакомого со спецификой деятельности специалиста и организации в целом.
Заключительный уровень системы – это результат. Этот этап заключается в повторной оценке или контроле результата обучения. Он позволяет закрепить перечисленные выше эффекты: повысить мотивацию обучения, ответственность за конечный результат и, в итоге, перейти на новый стандарт качества работы специалиста. Третий уровень позволяет закрепить внутреннюю логику всей системы: выявление неэффективных моментов работы специалиста (группы) – создание условий для устранения минусов и развития профессионализма – контроль за результатом. Контроль может осуществляться и с помощью обозначенных выше диагностических методов (повторный срез), и с помощью экспертной оценки по специально разработанной таблице критериев. Этот этап может осуществляться внутренними силами организации на довольно длительном промежутке времени. В качестве рекомендации, предлагаем использовать материальные способы поощрения и наказания по результатам третьего этапа.
Таким образом, предлагаемая комплексная методика, является системой, решающей задачи, не поддающиеся решению каждой из ее элементов. Основная из них – это управление процессом внедрения новых стандартов качества работы.
Михаил Фаерман