Эта статья посвящена всем, кто, во-первых, хочет без лишних понятий и пафосных пояснений разобраться, что же такое ответственность, а, во-вторых, тем, кто стремиться управлять своей ответственностью и ответственностью других людей.
Что такое ответственность?
Это личное качество человека, при котором он сам берется за некое дело и всеми силами старается достичь поставленной цели. И, если он это цели так и не достиг, то человек никого, кроме себя не винит. Ответственность, с одной стороны, это положительное качество для тех, кто хочет в жизни чего-то достичь. И это, конечно же, ноша, которую нужно нести достаточно длительное время – пока цель не достигнута. Многие цели не достигаются потому, что людям не под силу становится эта ноша.
Если говорить об управлении ответственностью, то здесь налицо мощный мотивационный механизм, с помощью которого люди достигают поставленных перед ними целей. То есть целей не своих. Итак, управление ответственностью – это достижение целей с помощью других людей. Классическим примером является работа в организации, где все сотрудники работают на цель своей организации.
Когда появляется ответственность?
При каких обстоятельствах появляется это качество? Вот живет гражданин, работает себе, ни за что не отвечает и вдруг меняется и становится ответственным?
Во-первых, когда человек сам взялся за дело, стал его инициатором, автором идеи. Если он сказал это сам себе, то отвечает он только перед собой. Если же он заявил свои «я хочу и буду» другим людям, то они косвенно становятся свидетелями. Но при этом спросить выполнение не могут.
Чтобы получить пользу, в этой ситуации важно зафиксировать авторство, инициативность. Почему есть поговорка «инициатива наказуема»? Потому что тот, кто высунулся, ему и поручают. Например, ваш сотрудник вызвался эдак невзначай сделать что-то полезное для своего коллектива. Поймайте этот момент. Расспросите, как он видит данное дело, какими способами именно этот человек сможет решить поставленную задачу. Если способ вас устраивает, договаривайтесь с автором идеи о ее реализации (о том, как договариваться читайте в предыдущей статье) и смело объявляйте его ответственным за результат.
Во-вторых, вызываясь в лидеры, человек автоматически берет ответственность за себя и тех людей, которые поддержали его как лидера. Если вдруг вам стало тяжело пробиваться в лидеры, возможно, вы временами теряете взятую когда-то на себя ответственность. А люди видят и чувствуют, когда лидер либо ленится, либо устал, либо переключился на другие цели.
Лидером в организации может быть как формальный начальник, так и обычный сотрудник, у которого желания, сил и харизмы хватает вести людей за собой к поставленной цели. Важно, чтобы в руках у лидера была нужная вам и вашей организации цель, а не какая-то другая, уводящая в сторону. Для управления ответственностью нужно уметь управлять лидерами так, чтобы не отбирать у них лидерство и при этом вкладывать в них нужные цели, заражать ими, вдохновлять. Тогда и ответственность им будет в радость, а не в тягость.
В-третьих, давая слово, обещание человек начинает отвечать за сказанное. Тех, кто не выполняет свои обещания, называют нехорошими словами. Тех, кто выполняет – уважают. Так повелось, начиная с самого детского сада. Первое — поощряйте тех, кто дает обещания. Тем самым вы даете сотрудникам возможность пробовать. Многим даже это не под силу. Второе – помогайте людям свои обещания выполнять. Тем, кому тяжело для начала помогайте много. Большинство балаболок и хвастушек – это люди с большими амбициями, у которых не было хорошего руководителя, который бы научил и приучил их свои амбиции реализовывать. И третье – особо поощряйте, выделяйте и наделяйте полномочиями (в том числе помогать хвастушкам) тех сотрудников, которые за свои слова отвечают.
В-четвертых, ответственность появляется, когда кто-то авторитетный делегирует дело, задачу другому человеку. То есть просит за него выполнить действие. Ключевое слово здесь – авторитетный. Если делегирует не значимый человек, то возможность выполнить «для галочки» увеличивается. Выводы из этого пункта. Будьте для людей, которым вы перепоручаете ответственность, авторитетными. Делайте задачи, которые вы ставите значимыми. В любом случае, если человек хотя бы услышал про то, что ему что-то поручают, то уже какая-то ответственность у него есть в разной степени значимости – это от самого исполнителя, от его личной ответственности.
Ошибки руководителей
Составление должностных инструкций. Почитайте в Интернете на форумах о работе вакансии. Почти все они описывают чисто процессуальные вещи, то, что будущему кандидату придется делать. И почти нигде нет ни слова, за что этот товарищ будет отвечать. То же самое касается должностных инструкций. Например, менеджер по продажам. В типичных должностных инструкциях написано масса всего: составление клиентской базы, информирование клиента о новинках, решение конфликтных ситуаций. А должна быть всего одна ключевая ответственность: выполнять план определенным объемом, и две-три второстепенные. Не верите? Почитайте должностные инструкции своих сотрудников и отметьте пункты, где описана четкая ответственность.
Делегирование. Чаще всего, мы делегируем задачу, дело, а не ответственность. И сотрудник делает, но ответственность все равно остается на руководителе. Передавая дело, отдавайте в первую очередь ответственность, а вот уж как человек сделает, возможно, он решит сам. Процесс и результат – два разных подхода к управлению людьми.
Постановка нереальных целей. Легче взять и реализовать ту ответственность, которую ты сможешь выполнить. Если же задача нереальная, то есть все шансы, что ответственность либо не будет принята, либо ее вернут, либо начнут откладывать, увиливать и совершать прочие манипуляции типа: «Я не знал, я не понял, а вообще о чем речь?»
Неумение договариваться о том, чтобы человек ответственность принял, является наиглавнейшей ошибкой. Раздавать легче, чем сделать все возможное, чтобы ваш сотрудник твердо сказал: «Да, я за это берусь, да, я за это отвечаю». Мечта? Вовсе нет.
И напоследок еще один тезис. Чем чаще вы отдаете людям ответственность, и чем спокойнее вы чувствуете себя безответственным, тем больше ваши сотрудники, ваши родные и близкие будут отвечать за свои дела и результаты. Вспомните, в тяжелые для вас дни болезни или дни, когда вам было не до них, они готовы были брать на себя не только свои, но и ваши заботы.
Ольга Полещук