Работа руководителя предполагает в первую очередь управление людьми. И цель – чтобы люди делали то, что нужно руководителю и организации, достигали поставленных перед ними целей. Негодование, возмущение, гнев, обида, неуверенность в себе – вот основные чувства многих руководителей, когда люди не слушаются. А причина может быть всего в нескольких управленческих заблуждениях. Если их принять во внимание, возможно, все будет гораздо лучше.
Чтение мыслей
Руководитель думает гораздо больше, работа у него такая. Поэтому если уж он берется за какой-то процесс – то обдумывает его до мельчайших подробностей. Иногда просто знает больше, чем подчиненный, да и мыслит шире. И в процессе обдумывания учитывает массу делателей: просчитывает риски, изыскивает возможности, прокладывает «запасные пути», рассматривает варианты. А подчиненному выдает лишь кратко изложенную задачу, надеясь, возможно, что тот умеет читать его мысли.
Одна из типичных ситуаций – поручать людям задание, проект, выдавая минимум информации. Например, не рассказывая, как этот проект в будущем скажется на организации. Или какова роль других участников проекта. А потом руководитель говорит, что он мог бы и сам додуматься. А мог ли?
Культ материального стимулирования
«Уж сколько раз твердили миру»… а все равно большинство управленцев не только поддерживают, даже культивируют материальную стимуляцию. Деньги – это все лишь эквивалент, а вот что он означает?
Ради эксперимента задайте своим подчиненным простой вопрос – на что они тратят деньги. И услышите разные ответы: питание, накопления, развлечения, хобби, путешествия, дети. В общем, у каждого свое.
Лично мне жалко подчиненных, чей руководитель вот так просто и банально их оценивает. А ведь люди и похвалу любят, и гордятся своим трудом, и стремятся к развитию, и коллективом дорожат, и в стабильность верят. Может, до сих пор не знаем, как мотивировать людей. Или не хотим разбираться в их индивидуальных мотиваторах. Куда проще – дать денег, а дальше пусть сами себя мотивируют. Кстати, могу провести параллель с подарками. Кто-то подарит потрясающий подарок, не обязательно дорогой, но в точку. Кто-то купить стандартную безделушку. А кто-то просто даст денег….а именинник их тупо проест. Так же и с мотивацией
Активность подчиненных
Сущность истинного руководителя — активная жизненная позиция. Желание проявлять свои идеи и продвигать свою волю. Фразы: «Я хочу, я буду, я достигну» для него рабочие и естественные. Конечно, того же ждем и от подчиненных. Что он придет, что он проявит, что он захочет. Некоторые руководители прямо говорят: «Не буду я за ними бегать – когда захотят изменений, придут сами».
Но, вдумайтесь! Потому он и называется «подчиненный», чтобы идти за сильным, подчиняться, поддерживать волю другого.
Ты стал руководителем потому, что ты лидер. Никогда не жди такой же активности от других. Ты должен настроиться на долгий и бесконечный путь, когда ты тащишь, а остальные лишь тащатся за тобой! Если появится человек быстрее и сильнее тебя, он тут же займет твое место.
Они меня не понимают!
Во-первых, как уже говорилось выше, что руководитель часто меряет подчиненных «своим аршином». И думает, что он все понимают точно так же как и он. Одна моя клиентка, когда я спрашиваю ее про новых сотрудников – объяснили ли им, в чем заключаются их обязанности, говорит: «А чего тут объяснять? Все понятно!»
Так вот я скажу большее – люди очень часто не понимают то, что вы им говорите даже со 2 раза. Мало того – иногда нужно много раз повторить, чтобы человек не только услышал, и даже не только понял, но и принял то, что вы ему говорите. В рекламе есть закон, который я обычно цитирую своим клиентам-руководителям.
Итак, закон «Семнадцати повторений»
При 1 упоминании о какой-то информации человек не обращает на нее внимания.
На 2-3 раз повторения человек спрашивает: «Что это за ерунда?».
На 4-7 раз повторения человек думает: «Зачем все-таки это нужно?»
На 8-12 раз повторения человек рассматривает: «Интересно, как это работает?»
На 13-16 раз повторений человек удивляется: «Как же здорово, что это есть!»
На 17 раз человек не понимает «Как я мог раньше без этого жить!»
Это надо было сделать вчера
Нетерпение руководителя – одно из управленческих заблуждений. Быстро сделает компьютер, но не средний рядовой сотрудник. И тем более – начнет слушаться. Ведь сам руководитель реализует свою волю, свои мысли. А подчиненному приходится делать по чужым сценариям. Это сложнее психологически. Быть хорошим подчиненным тоже работа. Выполнять чужие указания, понимая их, принимая, домысливая иногда то, что ему не сказали, да еще за самую скудную мотивацию – тому тоже надо учиться не один год. Поэтому воспитание подчиненных очень долгий процесс в жизни, требующий от руководителя максимального терпения.
Интересно на тренингах наблюдать за руководителями, когда в каких-то упражнениях им приходится выполнять роль подчиненных и действовать по указке. Ой, как они возмущаются, когда их плохо мотивируют, да не объясняют в достаточной степени суть заданий! И знаете, что я заметила? Хороший руководитель тот – кто научился быть идеальным подчиненным. Проверьте!
Ольга Полещук