Наверное, здорово, что современные руководители все чаще задумываются о мотивации своего персонала, проходят тренинги, создают и внедряют различные системы мотивации, основанные не на деньгах, а именно на нематериальных мотиваторах сотрудников. Однако есть еще более глубокая работа в этой области – изучение такого понятия, как самомотивация — способность вашего персонала даже в сложных и ответственных условиях необходимое время обходиться без внешнего «подкрепления», поощрения и прочих средств мотивации.
Как достичь того, чтобы люди работали сами, при этом хотели работать и работали с радостью? Чтобы легче понять, что делать руководителю и на что обращать внимание, давайте начнем с себя. Задайте себе вопрос: когда, в каких ситуациях я сам работаю с удовольствием, без внутренних и даже внешних напрягов?
Когда работа интересна
А именно: сам процесс не в тягость, а в радость. Многие говорят, что когда за свое хобби ты получаешь достойные деньги – это настоящее счастье. Поэтому изначально, уже во время приема на работу, стоит отдавать предпочтение тем кандидатам, у которых глаза горят в предвкушении предстоящего дела. А не умудренным профессионалам, наполовину выгоревшим, наполовину погрязшим в привычках и «профессиональной гордости». Если человек уже работает, то можно найти вместе с ним этот интерес, зажечь и увлечь делом, может быть, сменить ориентиры, а может и перевести на другой участок работы.
Делаю что хочу
Вечный внутренний конфликт у каждого из нас между «хочу» и «надо» (должен). И, конечно же, очень хорошо получается то, чего хочу. А вот «хочу» — понятие широкое. Это и то, что можно назвать своей зоной комфорта. И, напротив то, что является вызовом, преодолением, амбициями, заявкой на успех. И еще «хочу» — это свобода выбора средств и путей достижения результата. Мне кажется, у каждого сотрудника свое понятие о том, что он хочет. Здесь важно слушать и слышать, когда ваши подчиненные говорят это слово. Во многих компаниях почему-то внутренний мотив «хочу» подминается системой. И свое хотение людям приходится глубоко прятать, скрывать и реализовывать в другом месте. Задумайтесь, почему??
Я вижу результат
Что можно считать результатом? Готовый продукт – цельный, гармоничный, красивый. Лица клиентов или пациентов – довольные, радостные, благодарные. Изданная книга, колосящееся поле, построенный дом. Видят ли ваши сотрудники достижения компании, результата своих действий? Или находятся в вечном процессе «пришивания пуговиц», как говорил Аркадий Райкин. А результат ощущают лишь по скупым цифрам, графикам или отчетам начальства? И в какой момент у них возникает гордость за то, что их кусочек работы есть в общем результате?
Видение результата – постоянное, а не разовое, способствует обильной и регулярной самомотивации. Вспомните классического ослика, перед которым погонщик держит морковку. Представьте, что погонщик будет говорить ослику: «Иди, ослик, а морковка будет, обязательно будет. Когда-нибудь, возможно и скоро». Что будет делать ослик, если через какое-то время за очередным углом моркови опять не будет?
Когда достигаются личные цели
Мы работаем живо и радостно, когда видим, как с помощью этой работы достигаются наши личные цели, улучшается наша жизнь. А если сотрудник понимает, что его здоровье с каждым годом становится все слабее, мечты о финансовой независимости и возможности заработать откладываются все дальше, да еще и на личную жизнь времени не остается, вот тогда и получается, что личные цели и цели компании расходятся.
Что для этого делать руководителю? Знать цели своих подчиненных и думать, как он может помочь им реализоваться. А если у кого-то из подчиненных нет своих целей – то создать их! На то и нужен лидер. Плюс грамотно ставить цели перед людьми, всегда ориентируясь в конечном итоге на самого сотрудника, например: «Завтра ты пойдешь на тренинг продаж, который поможет стать тебе мега продавцом. Ты научишься привлекать большее количество клиентов, а значит, и зарабатывать сможешь на порядок больше!»
Дело важное
Бывают случаи, когда я вроде бы и не хочу чего-то делать, но, тем не менее, отодвигаю все дела, чтобы сделать «важное» дело. И здесь можно говорить даже о том, что человек выбирает «надо» а не «хочу». Например, попросил авторитетный для нас человек или целая организация. Или когда речь идет о социально значимых сферах жизни. Или когда никто кроме нас с этой работой не справится. И мы делаем, наступая на горло собственной песне, да потом еще долго гордимся, что нам так повезло – поучаствовать в важном проекте, принять участие в важном деле.
Важность создается повышенным или хотя бы регулярным внимание к работе и сотруднику, умением замечать и хвалить. А также воистину хорошими навыками делегирования, когда вы передаете сотрудника всю ответственность за переданное дело.
Ощущение потока
Ольга Полещук