Мотивация тонусом

Вернуться назад

Вы замечали в жизни моменты, когда у человека вдруг появляется некий толчок начать что-то делать, либо продолжить начатое, невзирая ни на что, даже вопреки своему желанию? Этот состояние называется тонусом. И, если хорошо подумать и понаблюдать за эффектом тонуса, то им можно управлять. В том числе, тонусом можно мотивировать людей.

Например, женщина может «забыть» про свою болезнь, а то и вовсе исцелиться в неимоверно короткие сроки, если ей необходимо позаботиться о своем ребенке или муже? Или уставший человек, который еле добирается до дивана, оживляется, зажигается, если кто-то вовлекает вдруг его в интересную или больную тему для разговора. Пытающиеся состариться и уйти на покой родители, переехав из квартиры в частный дом, забывают про свои болезни и хандру и начинают активно копать грядки, строить баню и перестраивать дом в шикарный коттедж.

Этот состояние называется тонусом. И, если хорошо подумать и понаблюдать за эффектом тонуса, то им можно управлять. В том числе, тонусом можно мотивировать людей.

Руководители, наблюдая за своими подчиненными, видя их спады и подъемы в работе, постоянно думают, как бы сделать так, чтобы люди постоянно находились в тонусе? Чтобы работали они весело, с интересом и энтузиазмом, а не из-под палки – лениво и тускло.

Давайте попробуем разобраться, какие есть методы воздействия, которые помимо известного сока, вызывают в работниках эффект тонуса

ИДЕЯ

Когда у человек есть идея – он готов днями и ночами носиться с нею, находить пути для ее реализации. Если сотрудник может не только генерировать идеи, но у него есть возможность для ее реализации – то под соусом этой идеи он может сделать большое количество работы. Самое главное – чтобы все идеи были связаны с деятельностью, и направлены на решение рабочих задач. В книге Тревора Мерридена «Бизнес путь: Nokia» описывается философия отношения компании к идеям своих сотрудников. Каждый из них от простого менеджера до директора поощряется не только за новые идеи, а также за то, что человек готов брать ответственность и проводить эксперименты, воплощая идеи в работу. А если вам кажется, что работники не способны на рождение гениальных идей, попробуйте проведите хотя бы одну из креативных процедур, например, «мозговой штурм» или методики по системе ТРИЗ.

ЛИЧНЫЕ ПЛАНКИ и ПЛАНЫ

Вся трудовая деятельность строится на планах и их реализации. Но далеко не все планы принимаются сотрудником как личные. Скорее, они придуманные и навязанные кем-то свыше. А вот когда у человека есть свой план, да еще с хорошим стимулом в конце его реализации, например, деньги, почет и уважение, победа! Да еще с отличным мотивом в процессе, например, азарт соревнования, интересное задание, свобода в действиях! Тогда вместо постоянного ощущения, что он кому-то что-то должен, человек носится с согревающим тонусом внутри.

Присутствовала на еженедельной планерке отдела продаж. Вся планерка состояла в том, что не выспавшиеся менеджеры почти час слушали бравадные речи коммерческого директора о необходимости и путях выполнения плана отдела. Я предложила товарищу начальнику к следующей неделе организовать выступления менеджеров со своими лично продуманными и лично написанными планами. Состояние людей на следующей планерке напоминало первую стадию алкогольного опьянения: возбужденность, блеск в глазах, повышенная активность и желание перевернуть мир.

СОРЕВНОВАНИЕ

Человек постоянно сравнивает себя с другими людьми, такова уж его сущность. И, если в процессе какого-то занятия вы с кем-то соревнуетесь, то ваш внутренний тонус заставляет вас делать все быстро, красиво и эффективно. Кому охота быть хуже? Но при этом соревнование – дело тонкое. Как в любви – до ненависти один шаг. Поэтому, если тонус в своих сотрудниках вы решили таки образовать в форме борьбы, то соблюдайте три правила соревнований. Первое правило – соревнование не должно быть длинным и затянутым по времени. Пятилетки прокатывают (да и то спорный вопрос) лишь в больших форматах государства. Месяц, квартал, полугодие – не больше. Второе правило – не больше трех критериев оценки. Лучше два или один. Объем так объем. Глубина так глубина. Высота так высота. А то и быстро и красиво и чтобы все при этом улыбались? Третье правило – победитель должен быть награжден. Сотрудники в тонусе, дело делается. Главное – выберите правильный ориентир!

НОВОЕ

Все новое вызывает интерес. Именно поэтому самые рейтинговые телевизионные программы – бессменно новости. Человека, который постоянно приносит новости, всегда ждут. При его появлении все оживают и просыпаются. Когда в работе появляется новое, например, новые вещи, новые люди, новые задания, новые конкуренты, новые цвета стен в офисе – это вызывает тонус. Исходя из этого, опять правила. Первое правило – научитесь сообщать людям новости. В специально отведенное время (лучше в конце недели, чтобы всю неделю они были в тонусе), не спеша, торжественно и загадочно. Приучите их ждать времени выхода новостей, и научитесь сами терпеть, не сообщая о новостях кому по секрету, кому во время перекура, кому просто по ходу. Второе правило – вносите постоянно элемент новизны. Чувствуйте время, когда он необходим, когда его уже ждут и хотят. Что это будет? Решать вам.

ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК

Удивительный эффект описала в своих работах психолог Блюма Вульфовна Зейгарник, который и назван был ее именем – эффект Зейгарник. Суть его в том, что человек испытывает напряжение, когда какая-то задача незавершенна или прервано было ее выполнение. Он отлично запоминает все тонкости и условия задачи, пока дело не сделано. На этом эффекту основаны сериалы: «Что будет дальше – вы узнаете в следующей серии». Этот эффект можно наблюдать во время экзаменов – мы постоянно думаем над предметом сдачи. Как только задача решена, экзамен сдан, сериал закончился, мы начинаем забывать (эффект Лисснера). Напряжение уходит, тонус умирает.

Если честно, я пока сама не до конца изучила возможности управлением этим эффектом. Но, наблюдая, например, за своими сотрудниками вижу, что отказавшие клиенты очень долго не дают им спать и вызывают периодически фонтаны потрясающих идей по поводу способов повышения лояльности и возврата. Так что если у вас вдруг появятся реальные примеры применения эффекта Зейгарник – сообщайте!

И напоследок, хочется обратить ваше внимание, что тонус может носить как положительный, так и отрицательный характер. Люди, которые часто меняют место жительство, находясь постоянно в окружении нового – в конце концов устанут от тонуса. Те, кому день ото дня приходится соревноваться и бороться с кем-то часто просто опустошаются и теряют азарт. Вывод: людям помимо тонизирования нужно расслабление. Тонус в мотивации – это хорошо продуманный инструмент, к тому же вовсе не единственный. И еще одно хорошее правило. Тонус руководителя при мотивации тонусом обязателен!

Ольга Полещук

Печать Печать